Советы учителя - дефектолога

У ребёнка заикание. Что делать?

 У ребёнка заикание. Что делать?  Куда бежать? Как себя вести? Если у ребёнка появилось заикание, не нужно паниковать и создавать стрессовую ситуацию для ребёнка. Нужно обратиться к неврологу и логопеду, чтобы как можно раньше начать работу по устранению заикания.

   При возникновении заикания необходимо  ограничить речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту! 

   Необходимо соблюдать общий и речевой режим. Речевой режим - это «режим молчания» (режим ограничения речи) на первое время после возникновения заикания. Ребенку очень сложно молчать, и родителям необходимо придумать игру, в которой нельзя разговаривать и лишь иногда можно что-то спросить шепотом. Под общим же режимом надо понимать быт, питание, сон, отдых, прогулки. В семье должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Нельзя заставлять ребенка повторять слова и предложения без конца. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на своем дефекте, так как от этого заикание только усугубляется. Тем более не допускается крик!

   Постарайтесь эмоционально не перегружать ребенка занятиями, различными походами по развлекательным местам, гостям, просмотром телепередач и мультиков.  Очень внимательно надо следить за тем, чтобы ребенок не подвергался на­смешкам. Регулировать ситуацию надо, конечно, убеждением, а не угрозами.   Старайтесь не употреблять в присутствии ребёнка слово «заикание» или обсуждать с другими людьми при ребенке его проблемы в речи.  

  Родители тоже должны следить за своей речью, говорить не торопясь. Речь в присутствии ребенка должна быть чуть замедленного темпа. Заикающимся детям полезны занятия музыкой, пением, танцами. Они помогают вырабатывать чувство ритма, снимают напряжение, помогают испытывать чувство покоя и радости.

Не следует чрезмерно хвалить ребенка за его «успехи в речи». Похвала должна быть спокойной и по делу. И вообще, избегайте волнующих, эмоциональных ситуаций (даже если это положительные ситуации, в которых ребенок очень бурно радуется).

И, самое главное, помните - чем раньше вы начнете работу и от того, как Вы будете соблюдать рекомендации зависит речь Вашего ребенка!

Подготовила Василевская Е.В., учитель-дефектолог.

свернуть

Гиперсаливация… Что делать?

Гиперсаливация… Что это? Итак, это обильное слюнотечение, т. е. слюна, которая образуется, вовремя не проглатывается.

Как преодолеть? Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приемы для преодоления такого неприятного симптома:

- учимся проглатывать слюну;

- артикуляционная и мимическая гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации;

- активизация мышц с использованием меда и хлебного шарика;

- жевание и глотание твердой пищи (твердых овощей и фруктов, сушек, сухариков);

- полоскание полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника). Это возможно, если у ребенка нет аллергии. Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем;

- логопедический массаж;

- криотерапия.

Этот нетрадиционный метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженной чувствительностью, т. е. ребенок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности.

Учимся проглатывать слюну:

- ребенка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать ее. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении;

- ребенку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением;

- в некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой;

- у некоторых часто рот открыт, поэтому ребенка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу;

- важно научить ребенка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого

подбородка.

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации:

- имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом;

- «Окошечко» - открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд;

- «Усики» - удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров;

- «Толстячок-худышка» - надувание обеих щек одновременно. Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах;

- «Шарики» - надувать попеременно щеки 4-5 раз;

- «Упражнение для йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем предлагает ему сглотнуть слюну.

Активизация мышц с использованием меда и хлебного шарика:

- положить на кончик языка хлебный шарик (измельченные витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения;

- на кончик языка капнуть капельку меда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперед-назад.

 

Логопедический массаж:

- проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем легкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд. Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж

осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт;

- массаж по точкам – найти параллельные точки под козелками ушей, там где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично);

- массаж мягкого неба – поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твердого и мягкого неба от верхних резцов до увули, для получения выраженного глоточного рефлекса.

Внимание! Если не уверены, что самостоятельно сможете сделать массаж, доверьте это дело логопеду. Не экспериментируйте…

Подготовила Хомич Л.В., учитель-дефектолог.

свернуть

Как преодолеть речевой негативизм?

Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно  начинать с того, чтобы вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Конечно же, через игру!

 

1.Установите контакт. Садитесь с ребенком и начинайте играть сами. Искренне, эмоционально, с интересом! Не требуя ничего повторить! Но говорите доступными словами. Например, «Это киса. Киса идет. Топ-топ. Киса купается. Буль-буль и т. д.»

 

2.Побуждайте ребенка к речевой имитации (но сначала

убедитесь, что у ребенка есть

неречевая имитация).

Когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к  следующему этапу – стимулирование имитации речи взрослого!

Берите любую игрушку или предмет (желательно из двух слогов). То, во что любит играть именно ваш ребенок! Это могут быть несколько предметов. Например, за-я и ки-са (не зайчик и не кошка!). Спрашиваете ребенка: «Кто это?» Или «Кого я взяла? Что у меня в руках?». Сделайте паузу. Ждите ответ ребенка. Если ребенок молчит, отвечайте сами: «Э-то за-я». Постепенно паузы после вопросов увеличиваются – так

 вы поощряете ребенка к

вступлению в диалог.

Стремитесь к тому, чтобы ребенок следил за вашей артикуляцией. Таким же

 

образом общайтесь во время режимных моментов. Обязательно вводите в

речь глаголы. Через какое-то время ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!

 

3.Создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими. Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?». Так вы активизируете 

изученные ранее слова и работаете над пониманием речи.

 

4.Ставьте ребенка в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: молоко или сок?», «Какую игрушку тебе дать: мяч

или кубик?». Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие – используйте только те слова, над  которыми проводилась предварительная работа.

 

  1. Повторяйте короткие рифмованные чистоговорки, где нужно досказать последний слог: «Ма-ма-ма-ма, пришла

 

снежная зи…(ма)».  Услышав фразу достаточное количество раз, ребенок хорошо усвоит, что надо говорить, и однажды начнет отзываться.

И самое главное – терпение, положительный настрой и ваша вера в малыша!

 

Подготовила Хомич Л.В., учитель-дефектолог.

свернуть

«Ребёнок НЕ ХОЧЕТ СО МНОЙ заниматься»

Секреты удачных занятий с ребенком дома.

 

«Ребёнок НЕ ХОЧЕТ СО МНОЙ заниматься»

От многих родителей мы слышим подобное. А ведь результат коррекционной работы во многом зависит от того, как ребёнок закрепляет новые навыки и умения дома.

Что же делать? Делимся с вами некоторыми рекомендациями. -Первое, что вы должны запомнить: у детей ведущий вид деятельности - игра! Поэтому все занятия должны строиться по правилам ИГРЫ, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

-Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (лучше начинать с 3-5 минут).

-Занятия должны проводиться 2-3 раза в день. Лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.

-Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

-Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

-Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

 -Старайтесь не употреблять слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

-Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом. Пусть он видит и

запоминает движения ваших губ и, конечно, используйте зеркало!

-Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу! И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов. 

Удачи вам и терпения!

 

Подготовила Василевская Е.В., учитель-дефектолог.

 

 

 

 

свернуть

Речевые игры дома

Уважаемые родители!

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

 

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

 

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». 

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

 

Игра «Цепочка слов»

Необходимо называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Наgример: сова – апельсин – носок – кот…

 

Игра «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игра «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

 

Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала), мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает

- полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.

 

Игра « Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

 

Игра «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

 

Игра «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

 

Игра  «Кем (чем) был?»

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком. Бабочка была гусеницей.

Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.

Лёд был водой и т. д.

 

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". 

 

 

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем  удачи!

Подготовила Хомич Л.В., учитель-дефектолог.

свернуть

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Своевременное развитие обеспечивает речевую готовность ребенка к школе. Но статистика на сегодняшний день такова, что многие дети имеют те или иные речевые нарушения. Растет процент детей с задержкой речевого развития, когда в 3 года ребенок практически ничего не говорит. Такой ребенок не успевает накопить к 7 годам необходимый словарь, приобрести грамматические навыки словообразования и словоизменения, сформировать связную речь и т. д. Он оказывается не готовым к школьному обучению и обречен на неуспех. Такие проблемы решаемы при своевременном обращении к учителю-дефектологу (чем раньше, тем лучше).

Остановимся на критериях речевой готовности к школьному обучению.

Сформированность звукопроизношения. К поступлению в школу ребенок должен владеть правильным, нормированным произношением русского языка.

Сформироанность фонематических процессов: умение различать звуки на слух.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять первый гласный (ударный) и согласный звук в слове, последний гласный и согласный звук, анализ простых слов. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие».

Умение пользоваться разными способами словообразования: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.

Сформирванность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам; владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ-описание.

 

Подготовила Хомич Л.В., учитель-дефектолог.

свернуть

Ребенок молчит: кто виноват и что делать?

Вашему ребенку уже 2-3 года, а он все еще не говорит? Или его речь состоит только из нескольких «лепетных» слов из арсенала младенцев? Пора задуматься над причинами и попытаться всеми силами изменить ситуацию.

Первое, что необходимо выяснить: нет ли у ребенка нарушений слуха, неврологических нарушений или особенностей в развитии речевого аппарата. При возникших сомнениях всегда можно обратиться к врачу-неврологу, педиатру, получить консультацию у логопеда. Если же вышеизложенные причины не про вашего ребенка, то скорей всего, причина кроется в окружении малыша. Итак, самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые:

1. Невостребованность речи

Неправильно: Маша хочет пить. Она подходит к столу, показывает пальцем на стакан и мычит недовольным голосом, глядя на маму: «Ыыы!». Мама подбегает к дочке и спрашивает ее: «Доченька, тебе хочется кушать? Нет? А что, попить?» Дочка утвердительно кивает, и мама дает ей попить. Так происходит с любой просьбой, любым желанием ребенка. Взрослый угадывает все желания и понимает жесты. В таком случае у ребенка нет никакой необходимости учиться говорить.

Правильно: Взрослый «не понимает», что хочет малыш, терпеливо ждет, когда он попросит желаемое словом, даже если оно будет малопонятно. Далее взрослый показывает ребенку, как правильно выразить просьбу (например, «Пить!»), громко, четко артикулируя губами, вызывая у ребенка желание подражать.

2. Многословность взрослых

Неправильно: Когда бабушка обращается к Ване, желая поиграть, их диалог выглядит примерно так:

- Ваня, смотри, кто к нам пришел! Смотри скорей, это же Мишка косолапый, Мишутка. Смотри, он коричневый, он умеет рычать, он большой. Тебе нравится мишка, да, скажи «мишка, мишенька, поздоровайся с мишкой.

Ваня с недоумением смотрит на бабушку, на Мишку, вертит его в руках, и в полном молчании кладет его к другим игрушкам.

Правильно: РЕЧЕВАЯ ДИЕТА! Взрослый показывает игрушку и говорит лишь несколько слов, медленно и четко их проговаривая:

- Ваня, это Мии-ша! (ребенок повторяет: «Миша»). Взрослый здоровается за лапу с Мишей: «Привет, Миша» (ребенок повторяет действие и слово). И далее постепенно ребенок обучается всем игровым действиям с новым другом: кормит Мишу («Миша, на!» «Кушай, Миша!»), укладывает спать («Миша, спи!»), прощается («Пока, Миша!») и т.д. Никаких лишних слов. Четко, лаконично, медленно.

3. Закрепление ошибок

Неправильно: Катя пришла в гости. Все рады видеть ее и умиляются на то, как она говорит «бибика» вместо «машина», «бако» вместо «яблоко» и другим «милым» словечкам. «Исё фафеку?» - обращается к Кате тетя Маша, копируя произношение девочки. Катя видит, как нравится взрослым ее манера разговора и продолжает в том же духе.

Правильно: Взрослым категорически запрещено повторять неправильно произнесенные слова. Таким образом они только закрепляются. Если малыш произнес что-то неверно, взрослый, НЕ ПОВТОРЯЯ неверное, медленно, артикулируя губами произносит слово правильно, вызывая желание повторить. Например, «Каан-фе-ту?»

(показывая на конфету). Обратите внимание: говорить «Не фафета, а конфета» - тоже верный путь к закреплению «фафеты». Будьте осторожны с этим.

  1. Недостаточное общение с ребенком

Неправильно: Глеб играет в машинки на ковре. Папа сидит с ребенком, поглядывая одним глазом в телевизор. Он иногда показывает сыну, как можно катать машинку и открывать двери, но сам либо молчит, либо комментирует примерно так: «Ну вон же, смотри, тут кузов есть, давай туда насыплем песка. Вот, молодец, давай сам теперь». Ребенок выполняет инструкции, повторяет действия папы, придумывает что-то сам. Папа никак не реагирует на его «открытия», не озвучивает деталей игры и действия.

Мама с Дашей едут в автобусе в детский сад. Мама смотрит на экран телефона. Даша увидела на улице собаку, она дергает маму за рукав и пытается сказать: «Мама, авав». Мама краем глаза видит собаку и кивает дочке: «ага, вижу» - и продолжает набирать сообщения.

Правильно: Взрослые, даже при наличии «массы дел», все же могут выделить 10-15 минут каждый день на е общение с ребенком. Не отвлекаясь ни на что другое.

Папа Глеба выключает телевизор, садится рядом с сыном на 15 минут, играет с ним вместе и проговаривает нараспев: «Машина», «Куу-зов», «поо-ее-хааа-ли!». Ребенок учится играть, подражает папиным словам, отдыхает и веселится вместе с папой.

Мама откладывает телефон и наблюдает вместе с дочкой за картиной из окна, комментируя то, что видит: «собака бежит!», «птичка!», «лошадка иго-го!» и т. д. Поездка проходит не только весело, но и незаметно для обоих.

Уважаемые родители! Чтобы развить речь ребенка и предупредить ее недостатки, вам вовсе не нужны специальные знания. Достаточно правильно, спокойно разговаривать дома между собой, а к ребенку обращаться в замедленном темпе. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, потому что из-за незрелого речеслухового аппарата ребенок не все успевает услышать и понять. Больше никаких секретов! Не следует раньше времени учить с ребенком буквы. Достаточно просто играть с ребенком, уделять внимание развитию мелкой моторики, читать ему сказки и не допускать тех ошибок, которые были изложены выше.

Желаем вам удачи!

Подготовила Хомич Л.В., учитель-дефектолог.

 

свернуть

Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился в жизни успехов, сделал карьеру, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра - это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры:

«Четвёртый лишний»

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

«Посчитай»

 Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока, пять красных яблок и т. д.

«Скажи наоборот»

 Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех-, лето -, день -, холод -, север - … и т. п.

Глаголы: пришёл -, нырнул - …

Прилагательные: широкий -маленький-, богатый -… и т. п.

Наречия: далеко -, высоко- …

«Подбери слово»

 Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас).

«Большой - маленький»

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку- ложечка, стул- стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 «Назови, какой…»

 Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?

«Подбери слово»

 Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

«Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

«Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также

уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.

  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны и не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Желаем успехов!

 

Подготовила: учитель-дефектолог Хомич Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

27 ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

27 ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

СЛОГОВОЙ      СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 

1. Измерение количества слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнули три раза) 

2. Называние картинки, которую спрятал логопед. 

3. Называние всех предметов на картинке, которую закрыл логопед. 

4. Назвать на картинке лишнее слово, т. е. слово, которое отличается от остальных по количеству слогов (машина, панама, кабина, муха). 

5. Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слогов (па-на-ма)

6. Подбрасывание шарика с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на). 

7. Собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов. 

8. Обыгрывание ритмического контура слова с помощью жестов 

9. Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте. 

10. Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов. 

11. «Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов. 

12. Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове (мед-ведь). 

13. Называние слова, после правильного произнесения которого ребенку разрешается его нарисовать, забрать и раскрасить дома, также слова может изобразить логопед и подарить рисунки ребенку. 

14. Отгадывание предмета, изображаемого логопедом на глазах у ребенка. 

15. Найти потерянный слог с опорой на графическое изображение слогов (моко — молоко). 

16. Соотнесение количества слогов с цифрой на картинке. 

17. Составление слогов из букв разрезной азбуки. 

18. Составление слова из карточек-слогов. 

19. Исправление ошибок в неправильно составленных из слоговых карточек словах (ба-ка-со — собака). 

20. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке. 

21. Поиск на картинке и последующее называние по предъявленной картинке. 

22. Произнесение слога столько раз, сколько точек на картинке. 

23. Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов.

24. Отстукать карандашом количество слогов в слове на картинке. 

25. Отстукивание количества слогов с помощью музыкальных инструментов 

26. Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы). 

27. Распределение односложных и двухсложных слов на две группы с опорой на наглядный материал.

 

Учитель-дефектолог   Василевская Е.В.

свернуть

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ?

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ?

                                     Советы для ответственных пап и мам.           

Речь. Правильная, чистая, развитая. Как хочется, чтобы ребенок говорил хорошо, умел выразить свои мысли и чувства!           

К сожалению, речь не является врожденной способностью. Она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимы развитый слух и зрение, двигательные навыки, эмоции. Важно, чтобы достигли определенной степени зрелости структуры головного мозга. А еще нужны папа и мама. Именно их общение, ежедневное взаимодействие с ребенком творит настоящие чудеса!           

Что же могут сделать родители для развития детской речи? Ученые доказали, что будущие «ораторы» вырастают в семьях, где: 

1. Говорят простыми, понятными фразами. 

2. К малышу обращаются «нараспев»: чуть медленнее и немного громче, чем к взрослому собеседнику. 

3. Взрослые не боятся проявить эмоции: ведь интонации и выражение лица воспринимаются намного легче слов. 

4. Имеют привычку «комментировать»: постоянно рассказывать о том, что происходит: «Смотри, мама варит кашу. Ах, какая вкусная каша!», «Где Ванюша? Спрятался? Под кроватью – нет. За шкафом – нет. Где Ванюша? Вот Ванюша! Нашла Ванечку», «Ой, дождь пошел! Кап-кап-кап. Как дождик капает? Послушай. Кап-кап-кап». 

5. Сопровождают речь жестами, часто показывают пальцем: «Вот мишка!», «Вот кукла!», «Вот машинка!». 

6. Не «сюсюкают», не искажают звуки. 

7. Стараются совмещать «взрослую» и «детскую» речь: «Это собачка! Аф-аф». «Би-би! Поехала машина».        

Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило — не навредить. Не навредить — значит помочь. 

В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки. В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им альтернативной полезной замены. С ребенком обязательно нужно играть.

Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.

 

Учитель-дефектолог  Василевская Е.В.

свернуть

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения  языком. Помогите своему ребенку сформировать:

1.Правильное звукопроизношение – основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.

  1. Представление о звуковой системе языка: уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

  1. Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями: уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать.

Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

Учиться пересказывать лучше всего на русских народных сказках. Почему?

  • Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
  • В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.

Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть произведения, хоть и похожа на предыдущую, но, все же имеет свои различия.

  • По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

4 . Словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход).

Можно попросить ребенка:

- назови все свои игрушки,

- придумай слова, которые обозначают транспорт,

- какими словами можно описать лето, осень, зиму,

- вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, «холодный - горячий».

    Ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

5 . Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

  1. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

7 . Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

8 . Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом.

    Обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

 

Учитель-дефектолог   Василевская Е.В.

свернуть

Речевые игры по дороге домой для детей 5- 6 лет

Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, т. е. усваивает лексико-грамматические категории родного языка.

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, помогут сформировать словообразовательные умения пока вы добираетесь до дома.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

  1. «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный.

  1. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам. Например,

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

  1. «Назови меня»

Надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, если человек всем помогает, он – помощник.

Человек умеет шутить, он – (шутник).

Эта девочка любит проказы, она – (проказница).

А эта всё время тараторит, она – (тараторка).

Человек очень добрый, назовём его – (добряк).

Человек очень сильный - (силач).

Девочка любит модничать – (модница).

А другая много болтает – (болтунья).

Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).

  1. «Знаешь ли ты профессии?»

Я буду говорить, что делает человек, а ты называй его профессию.

Зверей ловит – зверолов.

Оленей разводит – оленевод.

Лес рубит – лесоруб.

Сыр делает – сыродел.

Работает на железной дороге – железнодорожник.

Хлеб печёт – хлебопек.

Пчёл разводит – пчеловод.

Рыбу ловит – рыболов.

  1. «Мы – спортсмены»

Катается на лыжах – лыжник.

Играет в футбол – футболист.

Спортсменка, которая быстро бегает – бегунья.

Спортсменка, которая прыгает – прыгунья.

Катается на велосипеде – велосипедист.

Прыгает с парашютом – парашютист.

Бегает на коньках – конькобежец.

Играет в шахматы – шахматист.

Хорошо стреляет – стрелок.

Спортсмен, который хорошо плавает – пловец.

  1. «Назови одним словом»

Я назову предложение, в котором несколько слов, а ты должен составить из них одно слово. Например, в этом доме шесть этажей, он шестиэтажный.

Этому дереву десять лет, оно – десятилетнее.

Цветок любит тепло, он – теплолюбивый.

У новой машины быстрый ход, она – быстроходная.

У слона толстая кожа, он – толстокожий.

Идёт дедушка с седой бородой, он – седобородый.

У моей подруги серые глаза и чёрные волосы, она – сероглазая и черноволосая.

Вот малыш с круглым лицом и красными щеками, он – круглолицый и краснощёкий.

  1. «Да – нет»

Если слово говорит о хорошем – помощник, то надо соглашаться, - да, и я помощница. А если слово говорит о плохом, надо отказываться:– нет, я не лгунья!

Умник - Да, и я умница.

Ворчун - Нет, я не ворчунья.

Мастер – Да, и я мастерица.

Упрямец - Нет, я не упрямица.

Трус – Нет, я не трусиха.

Плясун - Да, и я плясунья.

Озорник - Нет, я не озорница.

Разумник – Да, и я разумница.

Шалун - Нет, я не шалунья.

  1. «Какой сок? Какой суп?»

Как называется сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? клубники? лимона? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр.

Какой суп, если он из картошки? фасоли? гороха? рыбы? курицы? свёклы? грибов? овощей? и пр.

  1. «Из чего это сделано?»

Какой по материалу кувшин, если он сделан из дерева? (деревянный). А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики?

Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная). А если из нейлона? соломы? полиэтилена? бумаги? и пр.

  1. «Одна и одно»

Я буду начинать предложение, а последнее слово ты будешь называть сам.

Девочка плетёт коврик из соломы, дайте мне одну (соломину).

У сестрёнки целая кисть винограда, дай мне одну (виноградину).

Девочка нанизывала бусы и уронила одну (бусинку).

Мама чистит картофель, и я очистила одну (картофелину).

Из стручка гороха выпала одна (горошина).

 

Учитель-дефектолог    Хомич Л.В.

свернуть

Роль семьи в формировании речи у детей

Всем известно, насколько важна роль речи в жизни каждого человека. Речь служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Некоторые родители думают, что речь развивается сама по себе, то есть автоматически. На самом деле, речь человека возможна благодаря рефлексам, врожденным и приобретенным в ходе обучения и подражания другим людям.

Речь ребенка проходит в своем развитии несколько этапов.

1-Этап развития речи.

Доречевой – подготовительный – длится от рождения до года. Он проходит в три периода: от крика и плача до двух месяцев, от гуления до пяти месяцев, связанных с лепетом, и от пяти месяцев до года, то есть начала фразовой речи.

2-Этап развития речи.

Словесный или этап первичного усвоения языка. Он продолжается до конца второго года. В это время начинает формироваться фонематический слух: ребенок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении, начинает обращать внимание на артикуляционный уклад.

3-Этап развития речи.

Усвоение основ грамматических категорий, продолжающийся до пяти, шести лет. В это время происходит дальнейшее овладение ребенком правильным произнесением звуков, а также словообразованием, словоизменением и различными способами построения предложений, принятых нормами родного языка.

Очень важную роль в формировании речи ребенка играет семья. С первых дней жизни малыш слышит речь окружающих его родных и близких людей, а также интонацию и тембр их голоса. И очень важно в этот период взрослым не допускать речевых ошибок, стараться не искажать произношение, не говорить с ребенком его лепетным языком. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка, подшучивать над его произношением, а также желательно не использовать в речи не понятные для малыша сложные грамматические обороты. Необходимо помнить, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, родителей. Поэтому, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь. Разговаривайте с ребенком спокойным тоном, внятно и четко произнося слова и звуки, чаще общайтесь с ребенком, просите его правильно повторить слова, разучивайте чистоговорки и потешки. Читайте своему малышу сказки, рассказы, стихи. Чтение играет важную роль в развитии речи, он усваивает новые слова, обороты речи, развивает фонематический слух. Помните, что ваше произношение должно быть выразительным, четким, ясным. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Помните, что дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не усвоил в дошкольном возрасте очень трудно восполнить в более поздний период. Чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься его развитием речи. А если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не стесняйтесь обращаться к специалистам.

Ребёнок с хорошо развитой, связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. Невнятная речь, скудный словарный запас, низкий уровень развития связной речи весьма затрудняет общение со сверстниками и взрослыми и не редко накладывает тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.

В 6-7 лет дети с недостаточно развитой речью уже начинают осознавать свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а иногда и раздражительными. Так случается, что в семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Однако, постепенно круг общения ребёнка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие.

Следовательно, чем раньше мы поможем ему овладеть нормами связной, грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в окружающем его обществе.

Существует много речевых развивающих игр, помогающих развить речь детей. Предложите ребёнку рассказать интересную историю о своей любимой игрушке, или придумайте вместе с ним продолжение старой сказки на новый лад, составьте вместе рассказ о друге, о своей семье, учитесь загадывать и разгадывать загадки. Поиграйте с ребёнком в творческие игры со словами, речевые, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении. Всё это поможет повысить уровень речевого развития ребёнка, ведь развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка, является одним из основных элементов формирования личности.

Игры:

«Старая сказка на новый лад»

Предложите ребёнку рассказать знакомую ему сказку «Колобок» до того момента, когда колобок встретился с лисой. А затем предложите пофантазировать, что бы было, если бы лиса не съела колобка.

«Скажи наоборот»

Взрослый начинает фразу, а ребенок должен закончить словом с противоположным значением.

- Сахар сладкий, а перец …горький.

- Дорога широкая, а тропинка…узкая.

- Девочка говорит громко, а мальчик …тихо.

- Ручей мелкий, а река…глубокая.

- Мама несет тяжелую сумку, а сын…легкую.

- Кашу варят густую, а …компот жидкий.

«Закончи фразу»

В саду растут фрукты, а в огороде…

Учитель учит, а врач…

Самолетом управляет пилот, а машиной…

Стул-это мебель, а ложка-это…

«Один-много»

У мамы лисицы один лисенок и много лисят.

У мамы волчицы… один волчонок и много волчат.

У мамы коровы… один теленок и много телят.

У мамы лошади …один жеребенок и много жеребят.

У мамы медведицы …один медвежонок и много медвежат.

Учитель-дефектолог    Хомич Л.В.

свернуть

Ошибки взрослых, которые мешают автоматизации звуков у детей

Ошибки взрослых, которые мешают автоматизации звуков у детей

Ошибка № 1. Игнорирование домашнего задания.  Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным. 

Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.  Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок просто не успеет контролировать органы артикуляции. Поэтому на первых этапах закрепления звуков родителям нужно контролировать темп речи (своей и ребенка) и правильность произношения поставленного звука. 

Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.  Если ребёнок пока ещё нечётко и с трудом произносит звук изолированно, то НЕ СТОИТ предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т.п. Закрепление звука должно проходить постепенно:   изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи.  Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа "от простого к сложному". Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности?  Ошибка № 4. Не обращаем  внимание на произношение ребёнка в быту.  Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт логопед, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в детский сад, на прогулке и в магазине и т.д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у логопеда. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме. 

Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.  Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Речевой режим для неговорящего ребенка

Речевой режим для неговорящего ребенка

  

 Помимо логопедических занятий и домашних заданий, на этапе вызывания речи родителям необходимо соблюдать некий "режим" в общении с ребёнком дома. Вот золотые правила этого речевого режима:   

   -Говорим только о том, что делаем здесь и сейчас. Родитель комментирует то, что происходит в данный момент, а не то, что происходило вчера или случится завтра. И    никаких абстрактных рассуждений о том, "что было бы , если", и "что будет, если ты"....      Например, взрослый сообщает ребёнку о том, что они будут делать и задаёт вопрос, делает паузу, давая возможность ребёнку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребёнок или нет, произносит правильный образец.         Взрослый говорит: «Мы идём гулять. Куда мы идём? … (пауза) Гууляяять, идём гулять, гулять. Как мы пойдём гулять? … Топ- топ, топ-топ, идёёём гуляяяять».  

  - Даём речевой образец. Когда ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты, возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя при этом слов «скажи, повтори». Например, если ребёнок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребёнок говорит «дай» или «да» вместо дай, то взрослый продолжает утрированно и чётко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: "дай пить, дай ам-ам и т.д".  

   -Задаём альтернативные вопросы. Когда ребёнок обращается ко взрослому, тот обязательно задаёт вопрос «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: "что ты будешь, молоко или хлеб?" Говорим мало, чётко артикулируя, утрированно. Когда взрослый говорит очень много, то ребёнку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения.

  -Многократное повторение каждого слова. Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: "мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д". Если простые слова ребёнок в речи уже использует, закрепляем простые сочетания: "дай пить, хочу гулять, идём домой и прочее".

 

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Задержка речевого развития  и мультфильмы.

Задержка речевого развития  и мультфильмы

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, снижение интереса к окружающему миру, задержка развития речи, бедность словарного запаса.

На первый взгляд задержка речи из-за просмотра мультфильмов кажется невероятной – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Однако, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться только с помощью технических устройств (тоже касается и компьютеров, планшетов, телефонов).

Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, ребенок может задать вопрос и тут же получить ответ. За последние годы технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или других членов семьи.

Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. В мультфильмах все действия изображены на экранах, в то время как, например, при чтении сказок ребенок постоянно слышит слова обозначающие действия, то есть глаголы.

Ребенок, лишенный прослушивания сказок, лишается не только глагольного словаря, ведь в мультфильмах редко называются окружающие героев предметы, еще реже можно услышать описания. Все выше перечисленное не только не дает возможности словарному запасу формироваться, но и делает невозможным развитие связной речи ребенка.

Однако негативное влияние телевизора на ребенка не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито и воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться.

        Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека.

Но родителям стоит контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. Тем более что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора.

Как  правильно смотреть мультфильмы без вреда:

-Не больше одного мультфильма в день.

-Важно, чтобы малышу было удобно сидеть и хорошо видно. Создайте правильные условия для просмотра.

-Следите за качеством изображения.

-Выбирайте добрые мультфильмы.

-Смотрите мультфильмы вместе с детьми, тогда вам будет, о чем поговорить

Понаблюдайте, как ваш ребенок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды – чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра.

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Использование сенсорных игр для развития речи детей

 Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • тактильные
  • двигательные,
  • обонятельные и вкусовые.

      Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.     

 

Вот основные виды сенсорных игр:  

 Игры с водой

      Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком  - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки, уточки или мячики, которые можно вылавливать.

     Игры с мыльными пузырями

      Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

     Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным          образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.      

 

Игры со светом и тенями

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Желаю Вам успехов!

Подготовила учитель-дефектолог Т. Л. Онищук

свернуть

CОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

с

CОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно говорит мой ребенок?». Что можно сделать для развития речи ребенка?

1.С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.

2.Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.

3.На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое для малыша слово.

4.Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна быть образцом для малыша!

5.Рассматривайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать картинки, которые вы называете, и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.

6.Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мыслей. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы малыша. Читайте ему книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих.

К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Дети узнают и называют картинки в книжках.  В их речи появляются более сложные предложения.

Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трехлетний ребенок говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, неудовольствие.

Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам многие дети правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь малышей не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность, например, ребенок произносит слово «масинька» вместо «машинка». У некоторых детей отсутствуют шипящие звуки, наблюдается замена звука  л звуком й; отсутствует звук р, так как артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи ребенка относятся к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.

Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к логопеду, чтобы получить рекомендации, и при необходимости начать занятия.

В каких еще случаях нужно проконсультироваться у логопеда?

- У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.

- Малыш не использует речь как средство общения с окружающими.

- Ребенок может говорить некоторые слова, но они произносятся безотносительно к предмету, объекту или ситуации.

- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый его оттенок).

- Малыш заикается.

- Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубов, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Хотелось бы обратить особое внимание родителей на то, что уже в младших группах детских садов у многих детей наблюдаются патологические формы развития речи. В подобных случаях нельзя рассчитывать на то, что звукопроизношение может нормализоваться с возрастом. Этого не произойдет! Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Ребенок зарычал (зашипел, засвистел)

      Вы потратите не более 15 минут в день, но ваш ребенок будет постоянно делать все новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

      Естественно, начать нужно с самого простого, а именно с произнесения слогов: ДРА-ДРА-ДРА,  РО-РО-РА (ША-ШО_ША, СА-СА-СО и т.п.).

      Скучно? Тогда представьте себе, что вы говорите на языке инопланетян, и никто кроме вас и вашего ребенка не знает, что ДРА-ДРА-ДРА, означает «здравствуйте».

     Теперь задание сложнее: произносим слова. Сколько слов с «трудным» звуком Р (Ш, С) знаете вы? А ребенок?

     Картинки, в названии которых есть звук Р, можно нарисовать, вырезать из журналов, найти в различных настольных играх (лото, домино, пазлы).

     Вы идете в магазин? В названии каких продуктов есть звук Р?

     Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

     Снова усложняем задание: пересказываем. Для пресказа можно использовать  любой небольшой рассказ. Совет: после прочтения задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. Так с чего все началось?

     Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его.

     Помните! Выполняя эти рекомендации, вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!

 

свернуть

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

   Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

   Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

   1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

   2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.

   3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

   Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

   Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

   Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза.

   Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками – символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

   Рекомендации к проведению упражнений:

  - Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

   - Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

   - Лучше заниматься каждый день в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

   - Занимаясь с ребенком 3-4-летнего возраста, следите, чтобы он усвоил основные движения.

   - К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

   - В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

   - Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и он не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к дефектологу. Возможно, понадобиться помощь врача и специальный массаж.

   Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.       

свернуть