Особенности воспитания ребенка с нарушениями развития в семье
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда, когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей.
Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с особенностями психофизического развития, то причины этого состоят не в низком уровне его умственного развития, а в ошибочных методах обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы детей с особенностями психофизического развития, знают, насколько они естественны, дружелюбны и симпатичны, когда в семье их любят такими, какими они есть. Чем меньше ребёнок, тем больше иллюзий удаётся сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается, в основном, в тех случаях, когда речь идёт о тяжёлых поражениях мозга.
Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния.
При появлении в семье ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может развиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи распадаются несколько чаще. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.
Известны ситуации, когда у родителей формируются так называемые рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребенка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации как самого ребенка, так и его родителей.
Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Семья играет немаловажную роль в развитии потенциала ребенка. Помимо занятий в центре, он должен получать достаточную нагрузку дома. С этой целью родителям следует уделить внимание организации обучающих занятий в домашней обстановке. В первую очередь, необходимо обеспечить ребенку соответствующую предметную среду, обеспечивающую всю полноту развития деятельности ребенка.
Как организовать развивающую предметную среду?
Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, то есть такую обстановку, в которой бы ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?
Вполне естественно, что ребёнок должен осваивать все пространство квартиры, то есть действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и своё пространство, оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей.
Очень важно организовать зеркало в доступной зоне для ребенка, дети любят свое собственное отражение, изучая свой внешний вид. На полочке рядом с зеркалом расположите расчёски, маленькое зеркальце, для девочек косметику. Ребенок, уходя из квартиры, учится приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись домой осматривает себя и может менять свою внешность в случае необходимости. В прихожей на обувной полке расположите щетку и ложку для обуви. При наличии таких условий у ребёнка начнет формироваться культура своего внешнего вида и качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.
Как непринужденно развивать навыки самообслуживания в домашних условиях?
На́вык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Как научить ребенка надевать ботинки?
Первый шаг. Учим ребёнка ставить ботинки перед собой.
Второй шаг. Переходим к формированию навыка надевание ботинок с «липучкой» впереди. После просьбы взрослого: «надень ботинки», ребенку необходимо сесть на стульчик, взять предмет обуви и надеть его, соблюдая последовательность движений, которые должны соответствовать цепочке самостоятельных действий.
Взрослый встает позади ребенка для того, чтобы своевременно и полноценно оказать ребенку необходимую помощь. В ходе выполнения упражнений взрослый молчит, поощряя ребенка только после успешного выполнения действий. Все упражнения предусматривают постепенное повышение уровня самостоятельности ребенка. Взрослый предстает в образе «тени», сопровождающей ребенка, оказывающей ему помощь только в случае необходимости, тем самым создавая условия «самостоятельного» выполнения им задания. Навык считается успешно усвоенным после того, как ребёнок несколько дней подряд самостоятельно надевает ботинки.
Как научить ребенка умываться?
Первый этап. Объяснение, почему важно не ходить грязным. Можно рассказать о микробах и бактериях. Здесь важно не перегнуть палку. У ребенка может развиться фобия страшных черно-зеленых существ, которые ползают у него по рукам после того, как он вернулся с прогулки или погладил кошку. Не следует употреблять абстрактных понятий как здоровье, инфекция, гигиена. Лучше расскажите про войну хороших бактерий с плохими, и о том, что нужно помочь хорошим бактериям в решающий момент битвы и помыть руки с мылом.
Второй этап. Личный пример. На этой стадии очень важен личный пример. Ребенок в этом возрасте пытается во всем подражать родителям. Дайте ребенку понаблюдать, как вы умываетесь: вернувшись с прогулки заявите, что вы идете мыть руки, потому что они у вас грязные, и ребенок охотно последует вашему примеру. Громко скажите, что папа почистил зубы. Они у него чистые и болеть не будут. Кто хочет иметь такие же белые и чистые зубы?
На первых порах следует выполнять все движения демонстративно медленно, объясняя, что вы делаете и называя предметы, которыми вы пользуетесь. Не меняйте последовательность действий. Они должны производиться в таком же порядке из раза в раз. Можно дать попробовать ребенку помочь вам выполнить какое-нибудь действие: открыть и закрыть тюбик с пастой, помочь выдавить пасту на щетку. Кроме удовлетворения интереса и приобщения к ритуалам и действиям взрослых это развивает мелкую моторику и сообразительность.
Третий этап. Регулярность. Приучайте малыша к регулярным процедурам. Например, чистить зубы ежедневно, даже в выходные. Ребенок будет стараться избежать умывания и чистки зубов любыми способами, но родители должны быть непреклонны и последовательны. Свои предметы личной гигиены ребенку следует отвести место для его зубной щетки, пасты и маленького полотенца в пределах его досягаемости. Приобрести подставку или стульчик, чтобы он сам мог доставать до крана и регулировать подачу воды. Щетка должна быть красивой формы и яркая. Паста с приятным фруктовым вкусом. Играйте не превращайте процесс обучения в скучную рутину. Поиграйте с ребенком. Кто сделает больше мыльные пузыри из мыла? Кто чистит зубы дольше всех? Почистить зубы всем игрушкам и куклам. Используйте картинки, мультфильмы и книжки, объясняющие важность чистоты и ухода за собой.
Ваш ребенок не сразу освоит навыки ухода за собой. Процесс этот долгий. Могут потребоваться недели и даже месяцы. Но ваша настойчивость, терпение и доброта окупятся хорошим здоровьем и чистоплотностью вашего ребенка в его будущей жизни.
Нужно ли приучать ребенка с двигательными нарушениями к работе по дому? И как это сделать?
Очень важно приучать любого ребенка к работе по дому. И, чем раньше вы придумаете ему посильное занятие, тем лучше.
Детям нравится чувствовать себя полезным в семье, помощниками мамы или папы. Ребенок – полноправный член семьи. Кроме того, действия, связанные с помощью по дому, развивают у малыша: осанку и крупную моторику, слух и речь, мелкую моторику рук, зрение и общение (коммуникативные навыки), а также – самостоятельность.
Пока ребенок маленький или не может самостоятельно сидеть, он может выполнять действия, сидя у взрослого на коленях: складывать в корзину игрушки, протирать зеркало или стол после рисования. Уже с 18 месяцев малыш начинает повторять действия старших членов семьи – поощряйте его в этом. Учите вашего ребенка накрывать на стол, заправлять кровать, мыть посуду, помогать в приготовлении пищи.
Если ребенок умеет самостоятельно сидеть и у него работает хотя бы одна рука, он может научиться практически всему, что может делать здоровый человек. Если маленький человечек не может сидеть, укладывайте его на живот, подложив под грудь валик. Тогда у ребенка будут свободные руки, и он сможет выполнять посильную работу. Ну и приобретайте для своего малыша технические средства реабилитации, такие как опоры для стояния, опоры для сидения и прочие приспособления, которые значительно упрощают процесс жизнедеятельности детей с особыми потребностями.
Главное - терпение! Не надо делать за ребенка, ссылаясь на нехватку времени. И, конечно, не забывайте хвалить своего ребенка, даже если у него не все получается.
Развитие и обучение ребенка внутри семьи значительно увеличивает шансы на осваивание новых умений и навыков. Родители должны уделять как можно больше внимания обучению ребенка с особенностями развития. Важно работать не только на усвоение новой информации, но и на закрепление уже пройденной. Каждое сформированный навык необходимо повторять изо дня в день, чтобы ребенок не утратил его, а, наоборот, довел его до автоматизма.