Ранняя помощь

   Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет осуществляется в рамках ранней комплексной помощи в соответствии со статьей 270 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 №233, Инструкцией о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 253, иными актами законодательства.

   Основной целью оказания ранней комплексной помощи является максимально раннее включение ребенка с особенностями психофизического развития в образовательный процесс с целью исправления и (или) ослабления имеющихся у него нарушений развития, предупреждения появления вторичных отклонений, стимуляции потенциальных возможностей ребенка, что в дальнейшем обеспечивает ему нормализацию жизни.

   Основными задачами ранней комплексной помощи являются:

  • своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития раннего возраста;
  • сокращение временного интервала между моментом выявления отставания или нарушения в развитии ребенка и началом его целенаправленного обучения и воспитания с привлечением законных представителей ребенка;
  • исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений;
  • соблюдение приоритета семьи, формирование психолого-педагогической компетенции законных представителей, усиление их ответственности за воспитание ребенка;
  • обеспечение непрерывности и преемственности образования детей с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста;
  • создание развивающей и предметно-пространственной среды;
  • предупреждение и (или) устранение ограничений активности ребенка и определение оптимальных путей его интеграции в детский коллектив;
  • разработка и распространение информационно-просветительских материалов по проблемам выявления у детей раннего возраста нарушений или отставания в развитии.

Особенности организации ранней комплексной помощи

   Индивидуальные занятия с ребенком с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет организуются в ЦКРОиР с периодичностью 2 раза в неделю при условии обязательного присутствия на занятии законного представителя.

Раннюю комплексную помощь в ЦКРОиР в 2023/2024 учебном году оказывают специалисты:

Сторожук Татьяна Владимировна – учитель-дефектолог;

Корнейчик Ольга Владимировна – педагог-психолог.

 Содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи

   Содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи отражается в программе ранней комплексной помощи (далее - программа), которая разрабатывается для каждого ребенка индивидуально на основе системного анализа фактов развития ребенка, структуры нарушения, характера повседневного взаимодействия ребенка с окружающим миром и с учетом условно-нормативных показателей развития здоровых детей.

   В индивидуальной программе определяются основные направления работы, соответствующие линиям развития ребенка и его, возрасту: физическое, сенсорное, эмоциональное, речевое, социальное развитие, предметно-игровая деятельность.

   Изучив в ходе психолого-медико-педагогического обследования состояние психофизического развития ребенка, зная общие закономерности развития и последовательность созревания функциональных систем, выделяют слабое звено в развитии ребенка и намечают ведущие направления его развития. По каждому направлению работы в программе определяются конкретные задачи, решение которых ребенку доступно в ближайшее время, а также методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

   В содержании программы отражается комплексный подход к оказанию ранней комплексной помощи, который обеспечивается работой учителя-дефектолога, педагога-психолога.  Ведущая роль при реализации программы отводится учителю-дефектологу.

   Коррекционные занятия с детьми направлены на стимуляцию сенсорной сферы ребенка (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия), на формирование доступных средств коммуникации, предпосылок речевого развития, физическое и эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики и когнитивной сферы. На занятиях используются игры с сенсорными игрушками и природным материалом, развивающие игры.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ

  1. Общим требованием к организации ранней комплексной помощи является обязательное присутствие Вас, родителей, на занятиях. Включение в коррекционно-образовательный процесс позволят Вам овладеть специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для обеспечения системной работы с ребенком, как в условиях учреждения образования, так и дома. Занятие невозможно проводить без вашего активного участия, т.к. именно близкие являются эталоном поведения, примером для подражания и создают чувство защищённости у ребёнка. 
  2. Помните! Если Вы хотите видеть динамику в развитии Вашего ребенка, то посещать занятия нужно систематически и регулярно, выполнять советы и рекомендации специалистов. 
  3. Просьба: заходите на занятие к специалисту согласно расписанию или по приглашению (перерывы необходимы для подготовки к следующему занятию, а также для проветривания помещения). 
  4. Не опаздывайте - упущенное время крадет у Вашего ребёнка частичку знаний. 
  5. Предупреждайте своего учителя-дефектолога об отсутствии или (после перерыва в занятиях о Вашей явке) на занятия, чтобы педагог смог подготовится к встрече с Вами. 
  6. При посещении нашего учреждения ребенок должен быть накормлен не позже чем за 30 минут до начала занятия. С собой имейте питье. Необходимы бумажные и влажные салфетки, подгузник или сменная одежда во избежание неприятных ситуаций. 
  7. Для деток, которые ещё не ходят, на занятие возьмите пелёнку. 
  8. Не приводите на занятие ребенка при наличии у него явных признаков заболевания (насморк, кашель, температура) или в тех случаях, когда малыш находится на карантине или домашнем режиме. Проявляйте уважение к педагогам и другим детям, которые находятся в учреждении. 
  9. Соблюдайте чистоту и порядок в помещениях ЦКРОиР. Переодевайтесь и переобувайтесь. Помимо этого, просим аккуратно относиться к мебели и оборудованию. Следите за сохранностью игровых модулей, разувайте малыша при посещении сухого бассейна. На собственном примере приучайте ребенка убирать разбросанные игрушки, аккуратно пользоваться умывальником и туалетом. 
  10. По всем волнующим Вас вопросам обращайтесь непосредственно к своему учителю-дефектологу, который является координатором службы ранней комплексной помощи. 

 

Дорогие мамы и папы!

  Мы поздравляем Вас с рождением малыша! Может быть, Вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого, пока беспомощного, человечка. А может, Вы чувствуете себя в этой роли  вполне уверенно и комфортно и проблем воспитания и развития малыша для Вас не существует. В любом случае, наши советы пригодятся Вам. На этих нескольких страницах мы поместили информацию о том, как растет и развивается ребенок в возрасте до 3-х лет и как решать разнообразные проблемы, которые встречаются на пути родителей, стремящихся вырастить здорового, умного, жизнерадостного и счастливого ребенка. 

 

Как понять, не отстает ли ребенок в речевом развитии?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:

- в 2-4 месяца появляется гуление;

- в 5-8 месяцев – лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);

- в 10 месяцев – подражание новым слогам, которые слышит ребенок;

- в 1 год – первые слова-обозначения;

- в 1 год 6 месяцев – подражает взрослому, произнося простые слова;

- 2 года – в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.

Если Вы заметили отставание в речевом развитии, мы советуем вам обратиться к учителю-дефектологу (ЛОГОПЕДУ).

 

Как распознать первые признаки эмоционально-личностных нарушений?

Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:

- выраженное нарушение тонуса;

- трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);

- закрывание ушей и закрепление при этом стереотипий (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);

- закрывание глаз;

- сильная реакция на какой-либо предмет, действие;

- ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);

- отсутствие исследовательской активности (не изучает предмет, нет вопроса «почему?»);

- длительное наблюдение за движущимися предметами;

- ребенок не стремится на встречу, когда к нему наклоняется кто-либо;

- сверхсерьезность;

- не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;

- отсутствует эмоциональное заражение;

- самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя);

- отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;

- отсутствие подражания;

- слова не привязывает к ситуации;

- ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.

Правильно оценить эмоциональные реакции малыша вам поможет ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.

 

Как понять, не отстаёт ли малыш в социальном и познавательном развитии?

Проверьте возможности малыша, используя показатели развития детей первого, второго и третьего года жизни, приведённые в нашей брошюре.

 Первый год жизни:

- первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

-быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;

-проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор);

- ищет глазами человека, издающего звуки;

- подражает действиям и движениям другого ребенка;

- радуется приходу детей;

- избирательное отношение к детям;

- протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом;

Второй год жизни:

- 1 год 1 мес.-1 год 3 мес.ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.

- 1 год 4 мес.-1 год 6 мес.: ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма).

- 1 год 7 мес.-1 год 9 мес.: ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.

- 1 год 10 мес.-2 года: подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Третий год жизни:

- 2 года – 2 года 6 мес.:  подбираются по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый).

- 2 года 6 мес. – 3 года: в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый).

            Если вас настораживает запаздывания в развитии умений вашего малыша, посоветуйтесь с ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ или УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ (специалисты, занимающиеся проблемами в социальном и познавательном развитии ребёнка).

         Если вы заметили  признаки неблагополучия в развитии своего ребёнка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и учителя-дефектолога.

Для этого в нашем районе существует ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи». В нашем Центре работают специалисты, которые проконсультируют вас по проблемам развития  и воспитания ребенка и покажут вам, как организовать занятия с ребенком дома.

         В любом случае не стоит отчаиваться, ваш малыш все равно самый лучший, а стать еще лучше можете помочь ему только вы, любящие родители.