Советы учителя - дефектолога

Ошибки взрослых, которые мешают автоматизации звуков у детей

Ошибки взрослых, которые мешают автоматизации звуков у детей

Ошибка № 1. Игнорирование домашнего задания.  Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным. 

Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.  Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок просто не успеет контролировать органы артикуляции. Поэтому на первых этапах закрепления звуков родителям нужно контролировать темп речи (своей и ребенка) и правильность произношения поставленного звука. 

Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.  Если ребёнок пока ещё нечётко и с трудом произносит звук изолированно, то НЕ СТОИТ предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т.п. Закрепление звука должно проходить постепенно:   изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи.  Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа "от простого к сложному". Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности?  Ошибка № 4. Не обращаем  внимание на произношение ребёнка в быту.  Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт логопед, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в детский сад, на прогулке и в магазине и т.д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у логопеда. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме. 

Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.  Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Речевой режим для неговорящего ребенка

Речевой режим для неговорящего ребенка

  

 Помимо логопедических занятий и домашних заданий, на этапе вызывания речи родителям необходимо соблюдать некий "режим" в общении с ребёнком дома. Вот золотые правила этого речевого режима:   

   -Говорим только о том, что делаем здесь и сейчас. Родитель комментирует то, что происходит в данный момент, а не то, что происходило вчера или случится завтра. И    никаких абстрактных рассуждений о том, "что было бы , если", и "что будет, если ты"....      Например, взрослый сообщает ребёнку о том, что они будут делать и задаёт вопрос, делает паузу, давая возможность ребёнку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребёнок или нет, произносит правильный образец.         Взрослый говорит: «Мы идём гулять. Куда мы идём? … (пауза) Гууляяять, идём гулять, гулять. Как мы пойдём гулять? … Топ- топ, топ-топ, идёёём гуляяяять».  

  - Даём речевой образец. Когда ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты, возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя при этом слов «скажи, повтори». Например, если ребёнок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребёнок говорит «дай» или «да» вместо дай, то взрослый продолжает утрированно и чётко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: "дай пить, дай ам-ам и т.д".  

   -Задаём альтернативные вопросы. Когда ребёнок обращается ко взрослому, тот обязательно задаёт вопрос «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: "что ты будешь, молоко или хлеб?" Говорим мало, чётко артикулируя, утрированно. Когда взрослый говорит очень много, то ребёнку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения.

  -Многократное повторение каждого слова. Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: "мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д". Если простые слова ребёнок в речи уже использует, закрепляем простые сочетания: "дай пить, хочу гулять, идём домой и прочее".

 

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Задержка речевого развития  и мультфильмы.

Задержка речевого развития  и мультфильмы

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, снижение интереса к окружающему миру, задержка развития речи, бедность словарного запаса.

На первый взгляд задержка речи из-за просмотра мультфильмов кажется невероятной – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Однако, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться только с помощью технических устройств (тоже касается и компьютеров, планшетов, телефонов).

Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, ребенок может задать вопрос и тут же получить ответ. За последние годы технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или других членов семьи.

Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. В мультфильмах все действия изображены на экранах, в то время как, например, при чтении сказок ребенок постоянно слышит слова обозначающие действия, то есть глаголы.

Ребенок, лишенный прослушивания сказок, лишается не только глагольного словаря, ведь в мультфильмах редко называются окружающие героев предметы, еще реже можно услышать описания. Все выше перечисленное не только не дает возможности словарному запасу формироваться, но и делает невозможным развитие связной речи ребенка.

Однако негативное влияние телевизора на ребенка не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито и воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться.

        Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека.

Но родителям стоит контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. Тем более что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора.

Как  правильно смотреть мультфильмы без вреда:

-Не больше одного мультфильма в день.

-Важно, чтобы малышу было удобно сидеть и хорошо видно. Создайте правильные условия для просмотра.

-Следите за качеством изображения.

-Выбирайте добрые мультфильмы.

-Смотрите мультфильмы вместе с детьми, тогда вам будет, о чем поговорить

Понаблюдайте, как ваш ребенок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды – чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра.

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Использование сенсорных игр для развития речи детей

 Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • тактильные
  • двигательные,
  • обонятельные и вкусовые.

      Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.     

 

Вот основные виды сенсорных игр:  

 Игры с водой

      Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком  - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки, уточки или мячики, которые можно вылавливать.

     Игры с мыльными пузырями

      Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

     Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным          образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.      

 

Игры со светом и тенями

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Желаю Вам успехов!

Подготовила учитель-дефектолог Т. Л. Онищук

свернуть

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

Подготовила учитель-дефектолог Т. Л. Онищук

 

свернуть

CОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

с

CОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно говорит мой ребенок?». Что можно сделать для развития речи ребенка?

1.С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.

2.Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.

3.На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое для малыша слово.

4.Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна быть образцом для малыша!

5.Рассматривайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать картинки, которые вы называете, и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.

6.Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мыслей. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы малыша. Читайте ему книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих.

К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Дети узнают и называют картинки в книжках.  В их речи появляются более сложные предложения.

Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трехлетний ребенок говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, неудовольствие.

Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам многие дети правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь малышей не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность, например, ребенок произносит слово «масинька» вместо «машинка». У некоторых детей отсутствуют шипящие звуки, наблюдается замена звука  л звуком й; отсутствует звук р, так как артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи ребенка относятся к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.

Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к логопеду, чтобы получить рекомендации, и при необходимости начать занятия.

В каких еще случаях нужно проконсультироваться у логопеда?

- У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.

- Малыш не использует речь как средство общения с окружающими.

- Ребенок может говорить некоторые слова, но они произносятся безотносительно к предмету, объекту или ситуации.

- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый его оттенок).

- Малыш заикается.

- Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубов, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Хотелось бы обратить особое внимание родителей на то, что уже в младших группах детских садов у многих детей наблюдаются патологические формы развития речи. В подобных случаях нельзя рассчитывать на то, что звукопроизношение может нормализоваться с возрастом. Этого не произойдет! Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Готовимся к школе. Игры, развивающие речь

      Родная речь входит в жизнь ребенка с первых мгновений его жизни. Новорожденный обладает повышенной восприимчивостью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. К 2 годам ребенок различает все звуки родного языка и учится правильно произносить их, активно осваивая артикуляцию русского языка. Для того, чтобы этот процесс продолжался, обязательно нужно вводить занятия по развитию речи.

    Занятия с детьми среднего дошкольного возраста ориентированы на воспитание звукового восприятия, их учат вслушиваться в звучание слова, обращать внимание на отдельные звуки в словах, находить в разных словах сходные звуки.

     Детей старшего дошкольного возраста учат вести звуковой анализ слова, определять, какие звуки слышны в нем, выделять их, определять количество звуков, их последовательность, слышать ударение, вычленять слоги. Обучение ориентации в звуковом составе слова подготавливает ребенка к усвоению грамоты и письма, являясь одним из важных этапов подготовки к школе.

    Малышам очень нравится повторять слова. Поиграйте с ними в «Эхо». Эта игра научит их различать и правильно произносить звуки.

     Попросите малыша отойти в противоположный конец комнаты и стать к вам спиной. Произнесите разные слова, то негромко, то громко и отчетливо. Ребенок должен повторять за вами слова, соответственно то тихо, то громко и четко. Поменяйтесь с ним ролями – пусть теперь он произносит слова, а вы будете изображать эхо.

      Для того, чтобы у ребенка был достаточный словарный запас, нужно постоянно с ним заниматься, читать книжки, смотреть вместе мультфильмы, поясняя, что происходит на экране. Кроме этого рекомендуется проводить специальные небольшие занятия, развивающие речь и обобщающие словарный запас.

      Возьмите любую игрушку или картинку с изображением какого-нибудь животного. Рассмотрите ее внимательно вместе с ребенком. Задайте вопросы:»Кто это?» (Мишка.) Как еще можно назвать это животное? (Медведь, медвежонок, Косолапый, Топтыгин). Что он делает? (Стоит, смотрит, сидит, лежит, слушает, видит…) Какой это мишка? (белый, черный, пушистый, мягкий, добрый, красивый…), Затем повторите все использованные слова, еще раз рассказав ребенку об игрушке: «Этот медвежонок белый, пушистый и красивый. Мишка стоит, смотрит, слушает, все видит, все понимает. Возьмешь Косолапого к себе в постельку?»

 Детям от 3 лет очень нравится такая игра, которая учит их правильно определять  звуки в словах.

    Для игры вам понадобятся предметные картинки, которые вам нужно подобрать заранее. На картинках должны быть изображены предметы, в названиях которых первый звук повторял бы последний звук предыдущего названия. Например: карандаш-шарик-кошка-апельсин-нос-слон-небо-очки-игла-ананнас-сахар-рот-топор. Предложите ребенку разложить картинки цепочкой, одна за другой так, чтобы название каждой последующей картинки начиналось со звука, которым закончилось название предыдущей. Выкладывая картинки в цепочку, пусть он произносит название каждой. Затем, когда цепочка будет готова, назовет картинки по очереди.

Детей постарше нужно учить выделять  слоги в словах.

    Скажите ребенку, что слова можно мерить шагами. Произнося слово «жук», одновременно сделайте один шаг. При словах «шар», «лук» пусть ребенок тоже сделает по шагу. Прокомментируйте ситуацию: «Это короткие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно произнося другие слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на 2, 3, 4 шага-слога. Эта игра очень хорошо вырабатывает в ребенке интуитивное умение делить слова на слоги.

Это умение можно закрепить игрой во «Вкусные слова».

        Начните игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождение любимой для ребенка игрушки. Предложите ребенку выбрать угощение для гостей. Выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех слогов (шагов). Пусть ребенок перечислит такие сладости.

Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, сахар, банан.

Трехсложные слова: конфеты, варенье, шоколад, печенье.

Пусть малыш объяснит, почему такие угощения как «пирожное», «мороженое» нельзя поставить на праздничный стол.

     На прогулке играйте с ребенком в несложные, но такие полезные развивающие игры! Просто гуляя, предложите ребенку осмотреться, отыскать вокруг себя и назвать то, что имеет в названии один слог (шаг): двор, дом, парк; две части: забор, кусты, небо, песок; три части: качели, деревья и т.д.

     Для обогащения словарного запаса играйте « Назови меня, назови себя». Эта игра нравится всем детям, даже очень маленьким дошкольникам.

    Если вы играете с ребенком вдвоем, то начните ее, назвавшись одним из окружающих предметов, например: «Я – дерево». Ребенок должен назвать вас новым именем и назвать себя другим, тоже подсмотренным вокруг: «Ты – дерево, я – машина». Снова ход переходит к вам: «Ты – шина, а я – облако» и т.д. Если в игре есть еще участники, то она становится более интересной, развивающей еще и внимание и память. Следующий участник должен назвать новые имена всех предыдущих участников, а потом придумать свое.

    Занимайтесь со своими детьми играя, поверьте, эффект от таких нескольких игр превзойдет все ожидания, и в школу ваш ребенок пойдет во всеоружии. 

свернуть

Ребенок зарычал (зашипел, засвистел)

      Вы потратите не более 15 минут в день, но ваш ребенок будет постоянно делать все новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

      Естественно, начать нужно с самого простого, а именно с произнесения слогов: ДРА-ДРА-ДРА,  РО-РО-РА (ША-ШО_ША, СА-СА-СО и т.п.).

      Скучно? Тогда представьте себе, что вы говорите на языке инопланетян, и никто кроме вас и вашего ребенка не знает, что ДРА-ДРА-ДРА, означает «здравствуйте».

     Теперь задание сложнее: произносим слова. Сколько слов с «трудным» звуком Р (Ш, С) знаете вы? А ребенок?

     Картинки, в названии которых есть звук Р, можно нарисовать, вырезать из журналов, найти в различных настольных играх (лото, домино, пазлы).

     Вы идете в магазин? В названии каких продуктов есть звук Р?

     Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

     Снова усложняем задание: пересказываем. Для пресказа можно использовать  любой небольшой рассказ. Совет: после прочтения задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. Так с чего все началось?

     Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его.

     Помните! Выполняя эти рекомендации, вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!

 

свернуть

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

   Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

   Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

   1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

   2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.

   3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

   Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

   Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

   Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза.

   Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками – символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

   Рекомендации к проведению упражнений:

  - Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

   - Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

   - Лучше заниматься каждый день в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

   - Занимаясь с ребенком 3-4-летнего возраста, следите, чтобы он усвоил основные движения.

   - К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

   - В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

   - Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и он не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к дефектологу. Возможно, понадобиться помощь врача и специальный массаж.

   Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.       

свернуть