Советы учителя - дефектолога

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ?

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ?

                                     Советы для ответственных пап и мам.           

Речь. Правильная, чистая, развитая. Как хочется, чтобы ребенок говорил хорошо, умел выразить свои мысли и чувства!           

К сожалению, речь не является врожденной способностью. Она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимы развитый слух и зрение, двигательные навыки, эмоции. Важно, чтобы достигли определенной степени зрелости структуры головного мозга. А еще нужны папа и мама. Именно их общение, ежедневное взаимодействие с ребенком творит настоящие чудеса!           

Что же могут сделать родители для развития детской речи? Ученые доказали, что будущие «ораторы» вырастают в семьях, где: 

1. Говорят простыми, понятными фразами. 

2. К малышу обращаются «нараспев»: чуть медленнее и немного громче, чем к взрослому собеседнику. 

3. Взрослые не боятся проявить эмоции: ведь интонации и выражение лица воспринимаются намного легче слов. 

4. Имеют привычку «комментировать»: постоянно рассказывать о том, что происходит: «Смотри, мама варит кашу. Ах, какая вкусная каша!», «Где Ванюша? Спрятался? Под кроватью – нет. За шкафом – нет. Где Ванюша? Вот Ванюша! Нашла Ванечку», «Ой, дождь пошел! Кап-кап-кап. Как дождик капает? Послушай. Кап-кап-кап». 

5. Сопровождают речь жестами, часто показывают пальцем: «Вот мишка!», «Вот кукла!», «Вот машинка!». 

6. Не «сюсюкают», не искажают звуки. 

7. Стараются совмещать «взрослую» и «детскую» речь: «Это собачка! Аф-аф». «Би-би! Поехала машина».        

Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило — не навредить. Не навредить — значит помочь. 

В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки. В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им альтернативной полезной замены. С ребенком обязательно нужно играть.

Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.

 

Учитель-дефектолог  Василевская Е.В.

свернуть

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения  языком. Помогите своему ребенку сформировать:

1.Правильное звукопроизношение – основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.

  1. Представление о звуковой системе языка: уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

  1. Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями: уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать.

Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

Учиться пересказывать лучше всего на русских народных сказках. Почему?

  • Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
  • В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.

Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть произведения, хоть и похожа на предыдущую, но, все же имеет свои различия.

  • По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

4 . Словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход).

Можно попросить ребенка:

- назови все свои игрушки,

- придумай слова, которые обозначают транспорт,

- какими словами можно описать лето, осень, зиму,

- вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, «холодный - горячий».

    Ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

5 . Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

  1. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

7 . Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

8 . Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом.

    Обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

 

Учитель-дефектолог   Василевская Е.В.

свернуть

Речевые игры по дороге домой для детей 5- 6 лет

Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, т. е. усваивает лексико-грамматические категории родного языка.

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, помогут сформировать словообразовательные умения пока вы добираетесь до дома.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

  1. «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный.

  1. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам. Например,

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

  1. «Назови меня»

Надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, если человек всем помогает, он – помощник.

Человек умеет шутить, он – (шутник).

Эта девочка любит проказы, она – (проказница).

А эта всё время тараторит, она – (тараторка).

Человек очень добрый, назовём его – (добряк).

Человек очень сильный - (силач).

Девочка любит модничать – (модница).

А другая много болтает – (болтунья).

Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).

  1. «Знаешь ли ты профессии?»

Я буду говорить, что делает человек, а ты называй его профессию.

Зверей ловит – зверолов.

Оленей разводит – оленевод.

Лес рубит – лесоруб.

Сыр делает – сыродел.

Работает на железной дороге – железнодорожник.

Хлеб печёт – хлебопек.

Пчёл разводит – пчеловод.

Рыбу ловит – рыболов.

  1. «Мы – спортсмены»

Катается на лыжах – лыжник.

Играет в футбол – футболист.

Спортсменка, которая быстро бегает – бегунья.

Спортсменка, которая прыгает – прыгунья.

Катается на велосипеде – велосипедист.

Прыгает с парашютом – парашютист.

Бегает на коньках – конькобежец.

Играет в шахматы – шахматист.

Хорошо стреляет – стрелок.

Спортсмен, который хорошо плавает – пловец.

  1. «Назови одним словом»

Я назову предложение, в котором несколько слов, а ты должен составить из них одно слово. Например, в этом доме шесть этажей, он шестиэтажный.

Этому дереву десять лет, оно – десятилетнее.

Цветок любит тепло, он – теплолюбивый.

У новой машины быстрый ход, она – быстроходная.

У слона толстая кожа, он – толстокожий.

Идёт дедушка с седой бородой, он – седобородый.

У моей подруги серые глаза и чёрные волосы, она – сероглазая и черноволосая.

Вот малыш с круглым лицом и красными щеками, он – круглолицый и краснощёкий.

  1. «Да – нет»

Если слово говорит о хорошем – помощник, то надо соглашаться, - да, и я помощница. А если слово говорит о плохом, надо отказываться:– нет, я не лгунья!

Умник - Да, и я умница.

Ворчун - Нет, я не ворчунья.

Мастер – Да, и я мастерица.

Упрямец - Нет, я не упрямица.

Трус – Нет, я не трусиха.

Плясун - Да, и я плясунья.

Озорник - Нет, я не озорница.

Разумник – Да, и я разумница.

Шалун - Нет, я не шалунья.

  1. «Какой сок? Какой суп?»

Как называется сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? клубники? лимона? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр.

Какой суп, если он из картошки? фасоли? гороха? рыбы? курицы? свёклы? грибов? овощей? и пр.

  1. «Из чего это сделано?»

Какой по материалу кувшин, если он сделан из дерева? (деревянный). А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики?

Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная). А если из нейлона? соломы? полиэтилена? бумаги? и пр.

  1. «Одна и одно»

Я буду начинать предложение, а последнее слово ты будешь называть сам.

Девочка плетёт коврик из соломы, дайте мне одну (соломину).

У сестрёнки целая кисть винограда, дай мне одну (виноградину).

Девочка нанизывала бусы и уронила одну (бусинку).

Мама чистит картофель, и я очистила одну (картофелину).

Из стручка гороха выпала одна (горошина).

 

Учитель-дефектолог    Хомич Л.В.

свернуть

Роль семьи в формировании речи у детей

Всем известно, насколько важна роль речи в жизни каждого человека. Речь служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Некоторые родители думают, что речь развивается сама по себе, то есть автоматически. На самом деле, речь человека возможна благодаря рефлексам, врожденным и приобретенным в ходе обучения и подражания другим людям.

Речь ребенка проходит в своем развитии несколько этапов.

1-Этап развития речи.

Доречевой – подготовительный – длится от рождения до года. Он проходит в три периода: от крика и плача до двух месяцев, от гуления до пяти месяцев, связанных с лепетом, и от пяти месяцев до года, то есть начала фразовой речи.

2-Этап развития речи.

Словесный или этап первичного усвоения языка. Он продолжается до конца второго года. В это время начинает формироваться фонематический слух: ребенок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении, начинает обращать внимание на артикуляционный уклад.

3-Этап развития речи.

Усвоение основ грамматических категорий, продолжающийся до пяти, шести лет. В это время происходит дальнейшее овладение ребенком правильным произнесением звуков, а также словообразованием, словоизменением и различными способами построения предложений, принятых нормами родного языка.

Очень важную роль в формировании речи ребенка играет семья. С первых дней жизни малыш слышит речь окружающих его родных и близких людей, а также интонацию и тембр их голоса. И очень важно в этот период взрослым не допускать речевых ошибок, стараться не искажать произношение, не говорить с ребенком его лепетным языком. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка, подшучивать над его произношением, а также желательно не использовать в речи не понятные для малыша сложные грамматические обороты. Необходимо помнить, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, родителей. Поэтому, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь. Разговаривайте с ребенком спокойным тоном, внятно и четко произнося слова и звуки, чаще общайтесь с ребенком, просите его правильно повторить слова, разучивайте чистоговорки и потешки. Читайте своему малышу сказки, рассказы, стихи. Чтение играет важную роль в развитии речи, он усваивает новые слова, обороты речи, развивает фонематический слух. Помните, что ваше произношение должно быть выразительным, четким, ясным. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Помните, что дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не усвоил в дошкольном возрасте очень трудно восполнить в более поздний период. Чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься его развитием речи. А если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не стесняйтесь обращаться к специалистам.

Ребёнок с хорошо развитой, связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. Невнятная речь, скудный словарный запас, низкий уровень развития связной речи весьма затрудняет общение со сверстниками и взрослыми и не редко накладывает тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.

В 6-7 лет дети с недостаточно развитой речью уже начинают осознавать свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а иногда и раздражительными. Так случается, что в семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Однако, постепенно круг общения ребёнка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие.

Следовательно, чем раньше мы поможем ему овладеть нормами связной, грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в окружающем его обществе.

Существует много речевых развивающих игр, помогающих развить речь детей. Предложите ребёнку рассказать интересную историю о своей любимой игрушке, или придумайте вместе с ним продолжение старой сказки на новый лад, составьте вместе рассказ о друге, о своей семье, учитесь загадывать и разгадывать загадки. Поиграйте с ребёнком в творческие игры со словами, речевые, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении. Всё это поможет повысить уровень речевого развития ребёнка, ведь развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка, является одним из основных элементов формирования личности.

Игры:

«Старая сказка на новый лад»

Предложите ребёнку рассказать знакомую ему сказку «Колобок» до того момента, когда колобок встретился с лисой. А затем предложите пофантазировать, что бы было, если бы лиса не съела колобка.

«Скажи наоборот»

Взрослый начинает фразу, а ребенок должен закончить словом с противоположным значением.

- Сахар сладкий, а перец …горький.

- Дорога широкая, а тропинка…узкая.

- Девочка говорит громко, а мальчик …тихо.

- Ручей мелкий, а река…глубокая.

- Мама несет тяжелую сумку, а сын…легкую.

- Кашу варят густую, а …компот жидкий.

«Закончи фразу»

В саду растут фрукты, а в огороде…

Учитель учит, а врач…

Самолетом управляет пилот, а машиной…

Стул-это мебель, а ложка-это…

«Один-много»

У мамы лисицы один лисенок и много лисят.

У мамы волчицы… один волчонок и много волчат.

У мамы коровы… один теленок и много телят.

У мамы лошади …один жеребенок и много жеребят.

У мамы медведицы …один медвежонок и много медвежат.

Учитель-дефектолог    Хомич Л.В.

свернуть

Ошибки взрослых, которые мешают автоматизации звуков у детей

Ошибки взрослых, которые мешают автоматизации звуков у детей

Ошибка № 1. Игнорирование домашнего задания.  Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в результате МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ. Автоматизация поставленного звука не исключение. Если не выполнять рекомендации логопеда, не тренироваться ежедневно дома, результат будет минимальным. 

Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.  Взрослый должен своим примером демонстрировать ребёнку приемлемый темп речи. При высокой скорости речевого потока ребёнок просто не успеет контролировать органы артикуляции. Поэтому на первых этапах закрепления звуков родителям нужно контролировать темп речи (своей и ребенка) и правильность произношения поставленного звука. 

Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.  Если ребёнок пока ещё нечётко и с трудом произносит звук изолированно, то НЕ СТОИТ предлагать ему произносить скороговорки, стихи и т.п. Закрепление звука должно проходить постепенно:   изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, фразах, связной речи.  Нельзя пропускать эти этапы, особенно если ребёнок преодолевает их с трудом. Придерживаемся принципа "от простого к сложному". Иначе говоря, как ребёнок будет произносить фразу, используя поставленный звук, если на уровне слога он испытывает трудности?  Ошибка № 4. Не обращаем  внимание на произношение ребёнка в быту.  Поставленный звук необходимо отрабатывать не только в тех упражнениях, которые даёт логопед, но и в бытовой речи, в самых разных ситуациях: дома и по дороге в детский сад, на прогулке и в магазине и т.д. Так у ребёнка будет формироваться осознание того, что поставленный звук нужно произносить не только в кабинете у логопеда. И, конечно же, напоминать и поправлять ребёнка необходимо в доброжелательной форме. 

Ошибка № 5. Не мотивируем ребёнка.  Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Речевой режим для неговорящего ребенка

Речевой режим для неговорящего ребенка

  

 Помимо логопедических занятий и домашних заданий, на этапе вызывания речи родителям необходимо соблюдать некий "режим" в общении с ребёнком дома. Вот золотые правила этого речевого режима:   

   -Говорим только о том, что делаем здесь и сейчас. Родитель комментирует то, что происходит в данный момент, а не то, что происходило вчера или случится завтра. И    никаких абстрактных рассуждений о том, "что было бы , если", и "что будет, если ты"....      Например, взрослый сообщает ребёнку о том, что они будут делать и задаёт вопрос, делает паузу, давая возможность ребёнку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребёнок или нет, произносит правильный образец.         Взрослый говорит: «Мы идём гулять. Куда мы идём? … (пауза) Гууляяять, идём гулять, гулять. Как мы пойдём гулять? … Топ- топ, топ-топ, идёёём гуляяяять».  

  - Даём речевой образец. Когда ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты, возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя при этом слов «скажи, повтори». Например, если ребёнок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребёнок говорит «дай» или «да» вместо дай, то взрослый продолжает утрированно и чётко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: "дай пить, дай ам-ам и т.д".  

   -Задаём альтернативные вопросы. Когда ребёнок обращается ко взрослому, тот обязательно задаёт вопрос «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: "что ты будешь, молоко или хлеб?" Говорим мало, чётко артикулируя, утрированно. Когда взрослый говорит очень много, то ребёнку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения.

  -Многократное повторение каждого слова. Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: "мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д". Если простые слова ребёнок в речи уже использует, закрепляем простые сочетания: "дай пить, хочу гулять, идём домой и прочее".

 

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Задержка речевого развития  и мультфильмы.

Задержка речевого развития  и мультфильмы

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, снижение интереса к окружающему миру, задержка развития речи, бедность словарного запаса.

На первый взгляд задержка речи из-за просмотра мультфильмов кажется невероятной – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Однако, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться только с помощью технических устройств (тоже касается и компьютеров, планшетов, телефонов).

Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, ребенок может задать вопрос и тут же получить ответ. За последние годы технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или других членов семьи.

Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи. В мультфильмах все действия изображены на экранах, в то время как, например, при чтении сказок ребенок постоянно слышит слова обозначающие действия, то есть глаголы.

Ребенок, лишенный прослушивания сказок, лишается не только глагольного словаря, ведь в мультфильмах редко называются окружающие героев предметы, еще реже можно услышать описания. Все выше перечисленное не только не дает возможности словарному запасу формироваться, но и делает невозможным развитие связной речи ребенка.

Однако негативное влияние телевизора на ребенка не ограничивается только задержкой развития речи. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито и воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться.

        Значит ли все сказанное, что телевизор надо исключить из жизни ребенка раз и навсегда? Конечно же, нет. Телевизор прочно занял свое место в жизни современного человека.

Но родителям стоит контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит. Тем более что всегда можно найти, чем занять ребенка без помощи телевизора.

Как  правильно смотреть мультфильмы без вреда:

-Не больше одного мультфильма в день.

-Важно, чтобы малышу было удобно сидеть и хорошо видно. Создайте правильные условия для просмотра.

-Следите за качеством изображения.

-Выбирайте добрые мультфильмы.

-Смотрите мультфильмы вместе с детьми, тогда вам будет, о чем поговорить

Понаблюдайте, как ваш ребенок реагирует на смену картинки, песни в мультфильмах, смешные и пугающие эпизоды – чтобы в следующий раз выбрать правильный фильм для семейного просмотра.

Подготовила учитель-дефектолог Василевская Е.В.

свернуть

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Использование сенсорных игр для развития речи детей

 Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • тактильные
  • двигательные,
  • обонятельные и вкусовые.

      Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.     

 

Вот основные виды сенсорных игр:  

 Игры с водой

      Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком  - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки, уточки или мячики, которые можно вылавливать.

     Игры с мыльными пузырями

      Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Игры со свечами

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

     Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным          образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.      

 

Игры со светом и тенями

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Желаю Вам успехов!

Подготовила учитель-дефектолог Т. Л. Онищук

свернуть

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

Подготовила учитель-дефектолог Т. Л. Онищук

 

свернуть

CОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

с

CОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно говорит мой ребенок?». Что можно сделать для развития речи ребенка?

1.С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.

2.Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.

3.На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое для малыша слово.

4.Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна быть образцом для малыша!

5.Рассматривайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать картинки, которые вы называете, и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.

6.Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мыслей. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы малыша. Читайте ему книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих.

К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Дети узнают и называют картинки в книжках.  В их речи появляются более сложные предложения.

Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трехлетний ребенок говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, неудовольствие.

Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам многие дети правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь малышей не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность, например, ребенок произносит слово «масинька» вместо «машинка». У некоторых детей отсутствуют шипящие звуки, наблюдается замена звука  л звуком й; отсутствует звук р, так как артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи ребенка относятся к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.

Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к логопеду, чтобы получить рекомендации, и при необходимости начать занятия.

В каких еще случаях нужно проконсультироваться у логопеда?

- У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.

- Малыш не использует речь как средство общения с окружающими.

- Ребенок может говорить некоторые слова, но они произносятся безотносительно к предмету, объекту или ситуации.

- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый его оттенок).

- Малыш заикается.

- Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубов, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Хотелось бы обратить особое внимание родителей на то, что уже в младших группах детских садов у многих детей наблюдаются патологические формы развития речи. В подобных случаях нельзя рассчитывать на то, что звукопроизношение может нормализоваться с возрастом. Этого не произойдет! Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

Готовимся к школе. Игры, развивающие речь

      Родная речь входит в жизнь ребенка с первых мгновений его жизни. Новорожденный обладает повышенной восприимчивостью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. К 2 годам ребенок различает все звуки родного языка и учится правильно произносить их, активно осваивая артикуляцию русского языка. Для того, чтобы этот процесс продолжался, обязательно нужно вводить занятия по развитию речи.

    Занятия с детьми среднего дошкольного возраста ориентированы на воспитание звукового восприятия, их учат вслушиваться в звучание слова, обращать внимание на отдельные звуки в словах, находить в разных словах сходные звуки.

     Детей старшего дошкольного возраста учат вести звуковой анализ слова, определять, какие звуки слышны в нем, выделять их, определять количество звуков, их последовательность, слышать ударение, вычленять слоги. Обучение ориентации в звуковом составе слова подготавливает ребенка к усвоению грамоты и письма, являясь одним из важных этапов подготовки к школе.

    Малышам очень нравится повторять слова. Поиграйте с ними в «Эхо». Эта игра научит их различать и правильно произносить звуки.

     Попросите малыша отойти в противоположный конец комнаты и стать к вам спиной. Произнесите разные слова, то негромко, то громко и отчетливо. Ребенок должен повторять за вами слова, соответственно то тихо, то громко и четко. Поменяйтесь с ним ролями – пусть теперь он произносит слова, а вы будете изображать эхо.

      Для того, чтобы у ребенка был достаточный словарный запас, нужно постоянно с ним заниматься, читать книжки, смотреть вместе мультфильмы, поясняя, что происходит на экране. Кроме этого рекомендуется проводить специальные небольшие занятия, развивающие речь и обобщающие словарный запас.

      Возьмите любую игрушку или картинку с изображением какого-нибудь животного. Рассмотрите ее внимательно вместе с ребенком. Задайте вопросы:»Кто это?» (Мишка.) Как еще можно назвать это животное? (Медведь, медвежонок, Косолапый, Топтыгин). Что он делает? (Стоит, смотрит, сидит, лежит, слушает, видит…) Какой это мишка? (белый, черный, пушистый, мягкий, добрый, красивый…), Затем повторите все использованные слова, еще раз рассказав ребенку об игрушке: «Этот медвежонок белый, пушистый и красивый. Мишка стоит, смотрит, слушает, все видит, все понимает. Возьмешь Косолапого к себе в постельку?»

 Детям от 3 лет очень нравится такая игра, которая учит их правильно определять  звуки в словах.

    Для игры вам понадобятся предметные картинки, которые вам нужно подобрать заранее. На картинках должны быть изображены предметы, в названиях которых первый звук повторял бы последний звук предыдущего названия. Например: карандаш-шарик-кошка-апельсин-нос-слон-небо-очки-игла-ананнас-сахар-рот-топор. Предложите ребенку разложить картинки цепочкой, одна за другой так, чтобы название каждой последующей картинки начиналось со звука, которым закончилось название предыдущей. Выкладывая картинки в цепочку, пусть он произносит название каждой. Затем, когда цепочка будет готова, назовет картинки по очереди.

Детей постарше нужно учить выделять  слоги в словах.

    Скажите ребенку, что слова можно мерить шагами. Произнося слово «жук», одновременно сделайте один шаг. При словах «шар», «лук» пусть ребенок тоже сделает по шагу. Прокомментируйте ситуацию: «Это короткие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно произнося другие слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на 2, 3, 4 шага-слога. Эта игра очень хорошо вырабатывает в ребенке интуитивное умение делить слова на слоги.

Это умение можно закрепить игрой во «Вкусные слова».

        Начните игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождение любимой для ребенка игрушки. Предложите ребенку выбрать угощение для гостей. Выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех слогов (шагов). Пусть ребенок перечислит такие сладости.

Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, сахар, банан.

Трехсложные слова: конфеты, варенье, шоколад, печенье.

Пусть малыш объяснит, почему такие угощения как «пирожное», «мороженое» нельзя поставить на праздничный стол.

     На прогулке играйте с ребенком в несложные, но такие полезные развивающие игры! Просто гуляя, предложите ребенку осмотреться, отыскать вокруг себя и назвать то, что имеет в названии один слог (шаг): двор, дом, парк; две части: забор, кусты, небо, песок; три части: качели, деревья и т.д.

     Для обогащения словарного запаса играйте « Назови меня, назови себя». Эта игра нравится всем детям, даже очень маленьким дошкольникам.

    Если вы играете с ребенком вдвоем, то начните ее, назвавшись одним из окружающих предметов, например: «Я – дерево». Ребенок должен назвать вас новым именем и назвать себя другим, тоже подсмотренным вокруг: «Ты – дерево, я – машина». Снова ход переходит к вам: «Ты – шина, а я – облако» и т.д. Если в игре есть еще участники, то она становится более интересной, развивающей еще и внимание и память. Следующий участник должен назвать новые имена всех предыдущих участников, а потом придумать свое.

    Занимайтесь со своими детьми играя, поверьте, эффект от таких нескольких игр превзойдет все ожидания, и в школу ваш ребенок пойдет во всеоружии. 

свернуть

Ребенок зарычал (зашипел, засвистел)

      Вы потратите не более 15 минут в день, но ваш ребенок будет постоянно делать все новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

      Естественно, начать нужно с самого простого, а именно с произнесения слогов: ДРА-ДРА-ДРА,  РО-РО-РА (ША-ШО_ША, СА-СА-СО и т.п.).

      Скучно? Тогда представьте себе, что вы говорите на языке инопланетян, и никто кроме вас и вашего ребенка не знает, что ДРА-ДРА-ДРА, означает «здравствуйте».

     Теперь задание сложнее: произносим слова. Сколько слов с «трудным» звуком Р (Ш, С) знаете вы? А ребенок?

     Картинки, в названии которых есть звук Р, можно нарисовать, вырезать из журналов, найти в различных настольных играх (лото, домино, пазлы).

     Вы идете в магазин? В названии каких продуктов есть звук Р?

     Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

     Снова усложняем задание: пересказываем. Для пресказа можно использовать  любой небольшой рассказ. Совет: после прочтения задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. Так с чего все началось?

     Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его.

     Помните! Выполняя эти рекомендации, вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!

 

свернуть

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

   Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

   Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

   1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

   2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.

   3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

   Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

   Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

   Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза.

   Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками – символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

   Рекомендации к проведению упражнений:

  - Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

   - Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

   - Лучше заниматься каждый день в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

   - Занимаясь с ребенком 3-4-летнего возраста, следите, чтобы он усвоил основные движения.

   - К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

   - В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

   - Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и он не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к дефектологу. Возможно, понадобиться помощь врача и специальный массаж.

   Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.       

свернуть