Советы педагога - психолога

Современная семья: основы воспитания ребёнка

Советы  психолога

Современная семья: основы воспитания ребёнка

Семейная атмосфера играет важную роль в становлении личности ребенка. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего - это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, - это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя родители считают, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог, действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что - нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх. Соответственно степень контроля и свободы должен разумно сочетаться родителями в зависимости от возраста и степени развитости ребенка.

 Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же - почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему.

Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций каждодневной семейной жизни. Некоторые ребята на предложенную тему: "Отдых семьи в воскресенье" рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно сидящую за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же иных детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, битье и угрозы. Не являются редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одиноким, изолированным от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пуст, похож на какую-то ночлежку, куда люди приходят лишь переночевать.

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание - кого они будут слушать, став взрослыми?

         Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения.

свернуть

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;

Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);

Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз).

Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Подготовила Рак Н.Г. педагог-психолог

 

свернуть

Если скоро в детский сад...

 

 

Если скоро в детский сад...

 Нередко мамы, решая отдать двухлетнее чадо в сад, рассуждают: «Там будет лучше, там дети, игрушки, профессиональные воспитатели». Но не все малыши могут адаптироваться к условиям сада. Трудности возникают прежде всего у так называемых детей-липучек. Они и дома ходят, держась за мамину юбку. Тревожность может быть связана и с незначительными органическими нарушениями головного мозга, полученными во время родов. Для таких детей любая разлука с матерью – трагедия. Но не стоит отчаиваться: к четырем годам «липучки», как правило, выравниваются, а к пяти-шести становятся общительными и хорошо вписываются в детский коллектив. У тревожных детей может даже повышаться температура и появляться другие болезненные симптомы на «нервной почве».

К «несадовским» детям относятся дети с аутичными чертами. Они могут часами самостоятельно играть, не обращая ни на кого внимания, что очень удобно для родителей. Однако стоит вывести такого ребенка из привычной обстановки, и он начинает метаться как зверь в клетке, испытывая страх. Такому ребенку просто необходима мать. Передавая ему свои положительные эмоции и лаская, лишь она способна выровнять очень сложный тип личности – шизоидный, который зарождается в малыше.

Готовность к детскому саду очень важна.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут подготовить ребенка к «детсадовскому» этапу:

  1. Заблаговременно формируйте у ребенка положительную установку к детскому саду. Рассказывайте истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детсад, делитесь личным опытом.
  2. Ориентируйте ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: чтобы ни случилось, всегда можно обратиться к нему за помощью. Имя и отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
  3. Обязательно расскажите воспитателю об особенностях ребенка, его пристрастиях и привычках.
  4. Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя ребенка в сад, ведут себя так, словно провожают сыны на фронт. Если вы действуете уверенно, то и ребенок будет спокоен. Перестаньте волноваться, не проецируйте тревогу на ребенка.
  5. Обратите внимание на режим дня ребенка. Он должен быть перестроен так, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до времени, когда вы планируете выходить из дома в детсад. Если ребенок не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите его каким-нибудь играм в слова, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые «пальчиковые» игры. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет в одно и тоже время.
  6. Максимально приблизьте меню ребенка к детсадовскому.
  7. Закаляйте ребенка! Хождение босиком укрепляет иммунную и нервную системы. Полезны любые водные процедуры.
  8. Часто дети плачут при расставании с мамой. Но если после того как она ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, то скорее всего надо изменить лишь сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу, а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать ей рукой из окна.

Но есть дети, сильно нервничающие в мамино отсутствие. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной в жизни ребенка – все эти причины могут провоцировать подобное поведение.

  1. Последите, как ребенок играет с другими детьми. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать им свои игрушки, просить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.

Характер малыша во многом формируется в детском саду, под чутким руководством профессиональной воспитательницы. И, порой детсад становится для ребенка первой школой выживания…

На каждые сто детей приходится два-три случая длительной полной дезадаптации детей к условиям детского сада. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала идут в ход просьбы и рассказы о том, как плохо в садике, если это не помогают – слезы и истерики, не подействуют и они – останется одно средство – болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей прежние и папа с мамой вновь собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

Облегчить процесс психологической ломки взрослые могут двумя путями:

  • ребенок должен с первого дня знать, что выбора у него нет – посещение садика неизбежно.
  • заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада о необходимости вашего пребывания в саду. Находится в группе необходимо столько времени, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без родительской поддержки.
свернуть

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Скоро в школу...
развернуть

 

Скоро в школу... Этой осенью Ваш ребенок переступит ее порог. В Ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

  • Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка содержать в порядке свои вещи, застегивать молнии, завязывать шнурки.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  • Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
  • С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение ребёнка о своем педагоге.
  • Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты здорово справился с работой!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Оценивайте результаты работы, а не личность ребенка. Ребенок через отношение к своим поступкам, результатам в учебе формирует отношение к себе. Важно, чтобы в словах взрослых не смешивалось отношение к личности ребенка с отношением к его результатам в учебе. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые родители!

Эти и многие другие игры помогут вам создать благоприятные условия для развития произвольного внимания, наблюдательности, памяти, воображения, логического и образного мышления ваших детей, будут способствовать формированию у них устойчивого познавательного интереса. Кроме того, эти развивающие игры позволят определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое внимание.

РАЗВИВАЕМ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

 

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

 

РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.

 

РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

 

РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Перед детьми раскладывается серия последовательных картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить верную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

 

ТРЕНИРУЕМ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Предложите ребенку игру "Как это можно использовать?"- найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

 

Успехов Вам и терпения!

 

свернуть

МАЛЕНЬКИЙ ЛЕВША

Леворукость «мешает» человеку только при освоении учебной школьной программы первого класса, и, если она успешно освоена, — то больше — нигде и никогда!

Левше иногда сложно освоить программу, рассчитанную на правшу, потому, что леворукость объясняется особой организацией мозга. Особая организация — это не аномалия, не патология, это такая же физиологическая особенность, как рост и телосложение. Что будет, если не учитывать телосложение и рост? А что будет, если попытаться их насильно изменить?

Переучивание левши с левой руки на  правую — это грубое насилие над психикой ребенка, необдуманное вмешательство в деятельность мозга.

Практические психологи знают: переученный левша часто становится невротиком, так как его мозг всю жизнь работает с двойной нагрузкой. А успешный переученный левша, который сумел преодолеть все сложности переучивания, — пожизненным хроническим невротиком, поскольку успех тоже требует сил, энергии, нервов на преодоление «сопротивления» среды или проблемы.

Как правило, родители дошколят и их воспитатели не обращают особого внимания на то, какая рука у ребенка ведущая. А детишки, как известно, стараются всегда и во всем подражать старшим. Если, например, воспитательница в детском саду говорит: «Возьмите ложку в правую руку» — и показывает, как правильно ее держать, малыши послушно выполняют ее указания, даже если кому-то из них не очень удобно. Таким образом, взрослые невольно переучивают леворуких детей, не подозревая, что в будущем, когда малыш пойдет в школу, могут возникнуть сложности не только при обучении, но и при общении. И это не случайно, ведь дети левши отличаются от своих праворуких сверстников. Такие дети очень впечатлительны и легко возбудимы, излишне эмоциональны. Им с большим трудом даются чтение и письмо, но они лучше своих одногодок рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, многих проблем удастся избежать.

На самом деле определять ведущую руку несложно. Главное — постарайтесь сделать это до поступления ребенка в школу. Понаблюдайте, какой рукой кроха чистит зубы и берет игрушки. Перед обедом положите ложку посередине стола. Малыш возьмет ее так, как ему удобно. Играя в мяч, предложите ему ловить, а потом бросать его одной рукой. Выяснилось, что ведущей является именно левая? Тогда вам следует проявить большую чуткость и внимание к ребенку. Не раздражайтесь из-за того, что малыш медлителен. Никогда не подчеркивайте, что он делает что- то не той рукой. Лучше вообще не говорить на эту тему. Если карапуз ходит в детский сад, обязательно скажите воспитательнице, чтобы она не переучивала малыша, а принимала таким, какой он есть.

Отношение к леворуким людям в общественном мнении изменилось. В нашей стране компьютерный стол, клавиатура и эргономичный коврик для компьютерной мышки, детские и «взрослые» ножницы «под левую руку» — давно уже норма; появляется спортивный инвентарь, швейные машинки и прочее для левшей.

 

Некоторые родители очень переживают из-за того, что ребенок не может отдать предпочтение какой-то одной руке. На самом деле левши, которые умеют работать одинаково хорошо и левой, и правой рукой, как правило, более одаренные. Так как в этом случае в равной степени работает и левое, и правое полушарие мозга. Мамам и папам нужно не паниковать, а помочь своему малышу раскрыть скрытые в нем таланты. Такой ребенок будет с удовольствием заниматься и в спортивных секциях, и в изостудии, и в музыкальной школе. Но обязательно помните! Чрезмерная нагрузка может только навредить твоему малышу!

свернуть

ПОБЕГ В САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

 

В поисках приключений

Иногда основным побудительным мотивом  становится потребность ребенка в новых, необычных впечатлениях. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, сначала придумывает невероятные истории о каких-то дальних путешествиях, непосредственным участником которых является он сам. И с каждым разом его рассказы становятся все красочнее. Нередко бывает и так, что в какой-то момент выдумки настолько захватывают его, что он уже не чувствует границ, отделяющих игру от реальности. И тогда, собрав все необходимое для похода, он втайне от родителей и, как правило, в компании с такими же сорвиголовами и мечтателями уходит в плаванье по местной реке, уезжает в дальние края или отправляется на поиски какого-нибудь клада.

В данном случае лучшей профилактикой побегов из дома является ваше внимание к юному искателю приключений. Почему бы, например, вам самим не придумать для него какие-нибудь приключения? Ничего сложного в этом нет. Просто мысленно вернитесь в детство и поиграйте с ним в индейцев или устройте тайник в доме. Если есть дача, то можно построить для ребенка шалаш. Если и на это нет времени, то поставьте во дворе палатку. Она станет и замечательным местом для детских игр, и той суверенной территорией, где ребенок сможет почувствовать себя свободным и в какой-то мере самостоятельным.

Меня не понимают!

Стремление убежать из дома «В знак протеста» чаще всего возникает в возрасте 11-14 лет. В этот период для подростков типично стремление противопоставлять свои суждения и вкусы родительским. Они считают себя взрослыми и вполне самостоятельными и поэтому реагируют на любые, как им кажется, ограничения свободы. Считают, что родители распоряжаются их временем и постоянно опекают. К сожалению, иногда родители выбирают не самую лучшую позицию. На упрямство подростка отвечают раздражительностью. В результате – едва не ежедневные ссоры и обоюдные упреки. И наступает момент, когда ребенок видит только один способ, что отстоять своя «я», - уйти из дома. Туда, где больше никто не будет указывать, как жить дальше, выяснять на что тратишь деньги и с кем дружишь.

Предотвратить побег в этом случае тоже можно. Ваши верные союзниками должны стать любовь, терпение и желание не воспитывать, а понять ребенка. Если он воспринимает себя как равного вам,  не старайтесь «поставить его на место». Воздерживайтесь от фраз таких как: «А твое мнение никого не интересует». Хочет быть взрослым? Так и отнеситесь к нему как к взрослому. Почаще советуйтесь с ребенком, давайте ему такие поручения, выполняя которые он может почувствовать свою значимость.

 

По мнению психологов, чаще всего ребенок прибегает к угрозе: «Вот уйду из дома, тогда поплачете!», когда хочет обратить на себя внимание. На самом деле он никуда не стремится уйти. Внимательно читая между строк, вы можете услышать: «Вот уйду, тогда вы поймете как меня не хватает».

 Дорогие родители, подумайте, может быть, вы действительно уделяете ему мало внимания? Ведь иногда ребенку нужно просто посидеть с вами рядом, рассказать о чем-то своем детском, очень важном. Смотрите на ребенка его глазами и с его позиции.

 

Старайтесь стать ему такими родителями,

о каких вы сам мечтали!

 

Желаю успехов!

свернуть

Что делать взрослому, чтобы ребенок научился играть? Играть вместе с малышом!

 

В начале второго года жизни ребенок воспринимает сюжетные игрушки (кукол, мишек, лошадок, собачек и др.) в том же качестве, что и остальные предметы: малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, вертит, трясет, грызет, т.е. изучает их свойства. Не ждите, что годовалый ребенок сам начнет их кормить, купать, укладывать спать. Малыш начинает усваивать игровое назначение предметов постепенно, накапливая определенный жизненный опыт и наблюдая за взрослыми, которые показывают, как можно играть с игрушками. Как помочь ребенку накопить необходимый опыт, как научить его играть в сюжетные игры? В первую очередь помните, что игра по сути своей должна доставлять удовольствие. Поэтому поучающий тон или команды «Покорми лялю», «Искупай мишку» использовать в общении с малышом не стоит. Гораздо лучше, если взрослый показывает ребенку, как можно играть с сюжетными игрушками и косвенно побуждает малыша к действию: «Кукла хочет кушать, давай ее покормим», «Зайка проголодался. Он говорит: «Я хочу кушать!» Давай угостим его яблочком (пирожком, конфетой, морковкой и др.)». Можно «спросить» у куклы, которую ребенок держит на руках «Оленька, хочешь кушать? Вот тарелочка, вот ложка, будем кушать кашу», и предложить малышу тоже покормить куклу или другую игрушку. Если карапуз не стремится играть с вами, привлекайте его в игру в качестве помощника или чтобы закончить начатое вами действие: «Давай я покормлю зайчика, а ты уложишь его спать», «Смотри, как киска пьет из чашечки, налей ей еще молочка, скажи: «Пей, киса!», «Мишка купается, полей его водичкой, помой спинку мочалкой. А где у нас полотенце? Давай вытрем мишке голову».

Постепенно в игру вводятся новые персонажи, и ребенок начинает укладывать спать не только куклу, которую качала мама, но и другие игрушки, которые есть в его распоряжении. Сначала ребенок действует только с реалистическими  игрушками, то есть с теми, которые имеют сходство с реальными предметами. Он может напоить куклу из игрушечной чашки, но не может «угостить» ее воображаемым яблоком. Если мама покажет, что кормить игрушку можно палочкой вместо ложки, колечком от пирамидки вместо печенья, что один и тот же кубик может быть столом, хлебом, конфетой, мылом – ребенок вскоре придумает собственные замещения, проявляя большую изобретательность, настоящее творчество и чудеса воображения. Возможны ситуации, когда малыш уже использует предмет-заместитель, но сам еще не понимает его назначения. Пофантазируйте вместе, Ваша своевременная подсказка поможет ему определить роль предмета. Если ребенок подносит ко рту куклы колечко от пирамидки, но на вопрос «Что это?» не может ответить, спросите у него «Может это яблоко? пирожок? таблетка?». Покажите, как можно играть с воображаемыми предметами, «сварите» в пустой кастрюле суп и попросите покормить себя. Маленькие дети очень любят наблюдать, как старший партнер по игре старательно «жует» или «пьет» несуществующее угощение, подражая вам, сами с удовольствием «едят» воображаемые конфеты. Время от времени предлагайте ребенку более сложные сюжеты: «Давай сначала сварим кашу, потом покормим мишку и уложим его спать». Помогайте придерживаться намеченного сюжета в игре, но ни в коем случае не требуйте неукоснительно следовать вашим указаниям. Игра – это не задание, старайтесь сделать ее интересной, сами играйте с увлечением, и кроха обязательно откликнется. Не забывайте хвалить малыша за любые инициативные действия: «Вот молодец, сам придумал испечь зайке печенье, угостил всех гостей!». Вскоре участие взрослого в игре станет не так важно, игрушки сами начнут побуждать ребенка к игре, малыш сам сможет придумывать игры, воплощать сюжеты, даже без необходимых игрушек.  И тогда знакомая комната может стать морем, кораблем или магазином, карандаш превращается в градусник или мост, а куклы, мишки и зайчики «оживают», начинают ходить в гости, прятаться, говорить.

Так же как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное развитие сюжетной игры во многом зависит от взрослого. Поддерживайте интерес к игре с сюжетными игрушками у годовалого ребенка, комментируйте все происходящее вокруг малыша, привлекайте его внимание к действиям бабушки на кухне, водителя в автобусе, доктора в поликлинике, привлекайте карапуза к посильной помощи по дому, читайте и рассматривайте детские книжки, показывайте, как можно играть с предметами, организуйте соответствующую предметную среду. Формирование у Вашего малыша умения сопереживать и сочувствовать, самостоятельности, умения занять себя, развитие его фантазии и воображения, обогащение наглядно-образного мышления, речи, поддержание у ребенка хорошего настроения станут наградой за приложенные усилия. 

свернуть