Рекомендации педагогов класса и группы

Использование  ИКТ в обучении детей с  особенностями психофизического развития  

Использование  ИКТ в обучении детей с  особенностями психофизического развития

 

Создание и развитие единого мирового информационного пространства, внедрение информационных коммуникационных технологий во все виды и формы деятельности человека открывает для людей новые возможности и новые перспективы  познания, взаимодействия и расширения круга социальных контактов.

При планировании и организации образовательного процесса широко используем информационно коммуникационные технологии с

целью   повышение мотивации учащихся и эффективности обучения детей с особенностями психофизического развития.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» от 25.05.2012 г. на уроках учебного предмета «Математика» педагоги имеют возможность использовать следующие компьютерные программы:

  1. Специальные обучающие компьютерные программы, к которым относятся программа по формированию элементарных математических представлений «Состав числа» (авторы идеи и сценария – О.И. Кукушкина, И.В. Больших) (Российская Федерация, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2002 г.); программа по формированию математических знаний, умений и навыков «Специальное образование. Математика 1–5 классы (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ», 2010 г.).
  2. Общеобразовательные обучающие компьютерные программы, к которым относятся программа «Баба Яга учится считать» (Российская Федерация, ООО «Медиахауз», 2007 г.), программа «Арифметика 1. Магазинчик Домовенка Бу» (Российская Федерация, ИДДК, 2008 г.).
  3. Развивающие компьютерные программы, к которым относится программа «Гарфилд первоклассникам. Математика» (Российская Федерация, Руссобит-М, 2005 г.).

Указанные выше компьютерные программы включают задания, направленные на формирование представлений детей о множестве предметов, закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10, умения  группировать предметы по цвету, форме, величине.

Использование технических средств на разных этапах уроках значительно

повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более

продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

Использование презентаций:

- способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;

- содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств привлечения внимания;

Применяемые презентации позволяют использовать различные

виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические

задания, контроль уровня знаний, и.т.д.

Учащиеся ЦКРОиР, имеющие интеллектуальные нарушения – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат.

«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты

сделаешь — ты поймѐшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в

необходимости использования информационных технологий в учебном

процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Но, при использовании ИКТ следует не забывать о индивидуальных особенностях каждого ребенка. Эффект их применения зависит от этого и умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Подготовила учитель специального Грушик Е.В.

 

 

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей «Дорога к обеду ложка или…..»

Консультация для родителей «Дорога к обеду ложка или…..»

 

Именно с этой знаменитой поговорки хочется мне начать свою статью. Хотелось бы спросить у родителей, актуальна ли это выражение в их семье или все-таки дорога к обеду ни ложка, а игрушка, реклама по телевизору, книжка с картинками и наконец, обещанная конфетка за съеденную кашу. Почему малыши так неохотно садятся за стол? Каждый ребенок индивидуален и, поэтому в каждом случае стоит рассматривать причины плохого аппетита отдельно, для каждого. Причиной отказа от пищи чаще всего являются родители. Родители большие паникеры, а нужно всего лишь разобраться, почему ребенок не хочет есть. Существует несколько причин, и из каждой можно найти выход. Стоит лишь приложит немного усилий, а главное, не отступать от правил и каждый день выполнять их, даже если сегодня выходной или пошли в гости и, казалось бы, можно расслабиться, и дать возможность ребенку самому решать есть ли ему борщ или торт на завтрак, обед и ужин.

Нужно всегда помнить, что здоровье закладывается в раннем возрасте, особенно это касается пищеварительной системы.

  1. При приготовлении пищи не учитываются вкусовые предпочтения ребенка. Порой малыш любит гречку, а мама, прейдя усталая с работу, приготовила на всю семью борщ и совсем нет сил готовить еще отдельные блюда. Но на самом деле приготовить что-то отдельно для малыша отнимет не так много времени, а главное доставит истинное удовольствие наблюдать, как любимое чадо уплетает свой ужин за обе щеки.
  2. Ребенок перекусывает между приемами пищи. Отказать малышу очень сложно, если он просит конфету или печенье. Но, итогом проявленной родителями слабости обязательно станет отказ ребенка от пищи.
  3. Плохой аппетит после болезни. Очень важно после болезни не пичкать ребенка насильно едой, пусть он кушает часто, но понемногу, и старайтесь готовить ему любимые блюда.
  4. Ребенка принуждают кушать. Нельзя насильно заставлять ребенка съесть что-то, угрозами невозможно добиться положительного результата, это вызовет лишь отторжение и отвращение от пищи.
  5. Повышенные требования и запрет. Родители пытаются уловками заставить ребенка покушать, предлагаю то конфету, то посмотреть мультфильм, то поход в зоопарк. Но, к сожалению, большого эффекта достигнуть, таким образом, тоже не получится. Кушая перед телевизором, ребенок, совершенно не прожевывая пищу, будет ее глотать, да и конфеты и зоопарк также не приведут к желаемому результату.
  6. Влияние времени года на аппетит. Понятно, что в жаркое время года не столько хочется кушать, сколько пить. Поэтому целесообразно будет предложить ребенку не горячее жидкое блюдо, соки и прочее.

Ну и, конечно, не малую роль играет оформление детского блюда, но здесь уже нужно опираться на фантазию мамы. Бутерброды в виде заснувшего медвежонка под одеялом, колбаской; смешарик совунья с большими глазами из яичных желтков; вагончики из ломтиков батона с колесиками из морковных кружочков и так далее…

Обязательно привлекайте своего ребенка к приготовлению пищи, пусть оказывает вам посильную помощь: подать тарелочку, полотенце, придержать вместе с мамой блендер. Особенную радость вашему малышу доставит творить сказку из продуктов вместе с мамой, а там, за работой и аппетит разыграется. Внешняя привлекательность блюда, особенно для маленьких детей, имеет большое значение, поэтому родителям необходимо использовать это на сто процентов.

Будьте внимательны к своим детям, любите их, и они обязательно ответят вам отменным аппетитом! И помните, дорога все-таки к обеду ложка, приятного Вам аппетита!

 

Демидович Г.И.,  воспитатель специального класса.

свернуть

«Помогите ребенку научиться дружить»

Консультация для родителей

«Помогите ребенку научиться дружить»

 

         Дружба - слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые  не мыслим свою жизнь без дружбы. Но не каждый родитель догадывается, что детей нужно учить дружить и  не все родители знают, что в становлении  самого представления наших детей о дружбе они  должны принять самое активное участие.

 Понятие дружбы очень обширное - это  умение сочувствовать и сопереживать,  желание приходить на помощь, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Нельзя забывать  о том, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Важно понимать, что социально - личностное развитие вашего ребёнка  как раз и начинается с обычного умения дружить.

Чтобы ребенку было понятнее, кто такой друг (или подруга) на собственном примере показывайте, что у вас тоже есть верные друзья. Рассказывайте истории из жизни, когда вам очень помогли друзья, и как выручали друзей вы. Расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь в трудную минуту. Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить песенки, сказки, там мы всегда найдем множество примеров дружбы между героями. Читайте ребенку больше  рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте  прочитанное и  увиденное,  дружбе ведь тоже надо учить: не конфликтовать, не быть жадным, беречь, понимать, помогать.  Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть  дети,  глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников,  соседских детей.

Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн, выдумок, проказ  и  радостей.  Каждым маме и папе хочется, чтобы ребенок был чутким, отзывчивым, умел дарить любовь и теплоту, умел откликаться на чужую беду. А поэтому, помогите своему ребенку найти и сберечь дружбу или хотя бы частички её.  

Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только общение и близких по интересам людей, но и дополнительную возможность учиться слышать  и слушать другого человека, доверять ему. Дружба становиться прекрасным средством социализации ребёнка.  Помогите вашему ребенку понять, что дружить и иметь верного друга - это здорово!

 

 Подготовила Серая Наталья Николаевна,  воспитатель специального класса.

свернуть

Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра

 

Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра

 

Самый важный и наиболее сложный этап логопедической работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра – это «пусковой момент».

Начинать нужно с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получил положительный опыт контакта. Взрослый должен приложить максимум усилий, чтобы установить партнерские, доверительные отношения с ребенком. (Принципы программы «Son-Rise»)

Основная мысль, заключается в том, чтобы любить своего малыша без условий и требований, постараться понять, подключиться к его играм, занятиям, интересам. Подражать действиям ребенка. Учить имитации посредством имитации самого ребенка, вместе радоваться простым вещам, просто быть рядом. Чтобы помочь ребенку, родители должны не казаться, а быть спокойными, счастливыми и любящими. Нужно постепенно приучить малыша что вы рядом, что вам интересно то же что и ему, что мамины прикосновения приятны и безопасны. Исключить травмирующие ребенка события, прогулки, гостей и т. д. Больше играть, разговаривать, меньше отвлекающих предметов где проходит общения и занятие. Больше внимания к ребенку, контакта, игр.

Всеми силами нужно доказать ребенку что его любят таким каким он есть, не ругают, а присоединяются, объясняют, помогают.

Очень важно что бы ребенок сам захотел общаться, идти на контакт с миром, учиться новому.

Важно давать ребенку новые знания и информацию в том виде в котором он может и хочет усваивать новое, используя все пристрастия и интересы ребенка. Его мотивацию и желание быть с вами.

Будьте терпеливы, наладьте контакт, чаще играйте с ребенком на его уровне. Имитируйте его звуки и движения.

Пусть ваши ласки будут нежны и не навязчивы. Не настаивайте.

Играйте в те игры которые интересны вашему ребенку, больше разговаривайте, не ругайте. Старайтесь понять вашего ребенка и присоединиться к нему

Если ваш малыш плохо ведет себя в магазинах или на улице, постарайтесь не ходить в эти места. Ограничитесь своим двором или одним и тем же маршрутом, постепенно добавляя новые впечатления.

  • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
  • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
  • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
  • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
  • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
  • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.

Первоначальная работа ведется над пониманием обращенной речи, выполнением команд и инструкций.

  • Ваша речь должна быть с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. (используйте междометия)
  • Избегайте длинных фраз, говорите чётко, коротко, по делу.
  • При общении с ребенком нужно смотреть в глаза, чтобы он понял, что речь обращена к нему, помимо этого общение «глаза в глаза»побуждает обращать внимание на артикуляцию.
  • Многие аутисты мыслят образами, поэтому понадобится стимульный материал с изображениями предметов и действий. (Карточки пекс. Визуальные карточки PECS – это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи).)
  • Развивайте мелкую моторику. Выбрать нужно именно те задания, которые заинтересуют ребенка и вызовут положительные эмоции. (рисование, сенсорные коробки, лепка, игры с природным материалом, пальчиковые игры и др.) (Элементы методики Монтессори)
  • Продумайте серию вопрос-ответ, где всего два варианта ответов: - «да-нет»(Хочешь есть? Идем спать).

Многие родители, чтобы ребенок заговорил быстрее, заставляют его повторять бесконечное количество раз слова-образцы«Скажи – папа, скажи – мама и т. д.», тем самым вызывая у ребенка негативную реакцию.

  • Необходимо помнить, что речь нужна для общения, а формирование речи происходит в диалоге, поэтому старайтесь спровоцировать ребенка ответить на вопрос, либо на высказывание.
  • Обучение использования указательного жеста для выражения своего желания.
  • Необходимо научить ребенка звукам речи. Начинать лучше с гласных, так как у детей с аутизмом могут быть нарушения работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, и его функции на себя берет правое полушарие, отвечающее за пение.
  • Выполнение артикуляционной гимнастики только по показу взрослого (ребенок не поймет, что такое «улыбка»«хоботок»«грибок»и т. д.)
  • Обучение глаголу «Дай»(В ситуации когда, например ребенок не может достать игрушку, но тянется к ней, взрослый в этот момент говорит: «Что тебе дать? Машинку? Скажи «дай»).
  • Использование элементов различных методик, таких как: Методика Домана, Лупан, поведенческая терапия(ABA, цветотерапия, холдинг-терапия, игротерапия, TEACH-терапия и др.
  • Воспроизведения двигательных упражнений с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность. (Железнова)

— Ножки, ножки, вы куда бежите? (бежим)

— Ножки, ножки, вы куда бежите?

— Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенёчкам, (подпрыгиваем)

Да в ямку бух! (присели)

(В своей работе мы активно используем книгу «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками» С. В. Исхановой. Для выполнения заданий дома.)

Для каждого ребенка с аутизмом после диагностики составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса.

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива, но следуя вышесказанным рекомендациям, занятия с детьми-аутистами будут иметь высокую эффективность.

 

Подготовила учитель-дефектолог Т. Л. Онищук

свернуть

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

    Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье. 

      Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры. Необходимо стремиться к чёткому распорядку жизни и деятельности детей. Это требует, прежде всего, установления правильного двигательного режима. Под двигательным режимом понимают целесообразное чередование двигательной активности и отдыха детей с учётом возраста, состояния здоровья, особенностей быта семьи и возможностей домашней обстановки.

    Уже в раннем возрасте надо больше уделять внимания правильному развитию движений у детей, совершенствованию двигательных умений. Дети, которые недостаточно упражняются в движениях, остаются неловкими, несмелыми. Попадая в коллектив сверстников, они чувствуют себя неполноценными, сторонятся товарищей, не хотят участвовать в их играх. Поэтому важно побуждать ребёнка к самостоятельным, свободным движениям. 

       В домашних условиях следует так организовать физическое воспитание, чтобы дети ежедневно занимались утренней гимнастикой, играли в подвижные игры, систематически совершали прогулки, принимали закаливающие процедуры. При занятиях утренней гимнастикой следует учитывать, что упражнения, предназначены для взрослых, трудны, утомительны для детей.

      Не пригодны упражнения в упоре у стула, у стола, сильные наклоны туловища вниз, назад, в стороны, т.к. они могут отрицательно воздействовать на зрительную функцию. Гимнастика для дошкольников должна быть проста, доступна, интересна. Необходимо включать специальные упражнения для глаз: поднять глаза вверх опустить вниз без поворота головы, посмотреть вправо, влево, круговые движения головой с открытыми и закрытыми глазами.

        Последовательность проведения гимнастики может быть такой: энергичная ходьба, бег, ходьба на восстановление дыхания, 5- 6 общеразвивающих упражнений, включающих в работу все мышечные группы рук, туловища, ног, всё закончить спокойной ходьбой.

     В домашних условиях желательно заниматься босиком, что способствует закаливанию ребёнка, укреплению мышц, ведёт к предупреждению плоскостопия. С этой целью можно поиграть с ребёнком: собрать различные предметы (карандаши, мелкие кубики, игрушки) в коробку с пола пальцами ног, поднятие мяча ногами из положения сидя на полу. В процессе индивидуального выполнения упражнений ребёнок действует в удобном для него темпе, внимание ребёнка направлено на осознанное восприятие задания, опирается на указанные ему ориентиры, что создаёт возможность представления ребёнком движения, правильного его воспроизведения. 

    Правильному выполнению упражнений помогает использование различных атрибутов, игрушек: флажков, обручей, мячей. Ребёнку интересно выполнять упражнения со звучащими игрушками (погремушками), предметами. Они повышают интерес к занятиям, снимают зрительное напряжение, развивают слуховую ориентировку ребёнка.

    Взрослые должны помнить о двигательном запасе у детей. Нередко в результате чрезмерной опёки со стороны родителей, ребёнок начинает чувствовать себя несостоятельным, боится сделать лишнее движение. У него нет потребности в движениях, возникает их дефицит. Чтобы избежать этого, необходимо привлекать детей к выполнению различных упражнений. Например, при ходьбе, следует научить его выдерживать направление, согласовывать движения рук и ног, сохраняя равновесие, голову и туловище держать прямо.

    Большое внимание следует уделять самостоятельной двигательной активности и играм детей. Самостоятельная двигательная деятельность ребёнка часто снижена. Для того чтобы активизировать её, взрослый должен подбирать соответствующие игрушки, физкультурное оборудование, пособия и снаряды. Следует постоянно следить за нагрузкой на детей во время самостоятельной деятельности, не допускать, чтобы дети занимались непрерывно слишком долго, чаще следует организовывать отдых. Для этого можно предложить несколько упражнений на расслабление мышц, успокоение ребёнка.

   Наиболее эффективны упражнения из положения лёжа на спине, животе: одновременные движения руками и ногами с открытыми и закрытыми глазами. При этом следует использовать игровые приёмы: нарисовать круг, треугольник, квадрат поднятой ногой или рукой, глазами в воздухе. 

     В домашнем досуге дошкольника значительное место занимают игры - занятия за столом. Для ребёнка они должны быть непродолжительны (7-10 мин) и заканчиваться активным отдыхом: гимнастикой для глаз, дыхательными упражнениями, упражнения для снятия мышечного напряжение. 

    Зрительное напряжение может быть снято с помощью следующих упражнений: поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза вправо-влево без поворота головы, закрыть глаза на 30-40 сек, сделать круговые движения глазами, головой и т.д. Упражнения можно выполнять в положении стоя, сидя на стуле.

        Мышечную нагрузку хорошо снимают следующие упражнения: стойка на одной ноге с сохранением равновесия, стойка у стены, ходьба по комнате с мешочком на голове. Таким образом, в семье, где взрослые найдут время для проведения гимнастики, прогулок, занятий физическими упражнениями, играми, они добьются хороших результатов в физическом воспитании детей.

свернуть