Рекомендации педагогов класса и группы

«Прививаем любовь к природе»

03.05.2021

Родная природа – это не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной,  охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет.

Огромная роль в ознакомлении с окружающим миром детей с ОПФР принадлежит  СЕМЬЕ. Задача родителей  – расширить кругозор детей, учить правильно, эмоционально реагировать  на красоту объектов природы, осознанно, бережно, заботливо относиться  к миру природы и окружающему миру в целом. Чем больше ребёнок увидит и поймёт, тем ярче  его мир, тем охотнее он  общается с окружающими его природой

и людьми.  

Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает,  родителям чаще надо бывать с детьми на природе. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй.  Ведь именно там  родители, могут  рассказать, показать и объяснить своему ребёнку,  что природа - это солнце, звезды, воздух, вода. Деревья, птицы, звери, бабочки и человек - это тоже часть природы. 

Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно.

         Находясь на природе,   обязательно  вспоминайте и соблюдайте с детьми правила поведения:

  • На природене следует ничего ломать, рвать просто так.
  • Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, они укрепляют почву.
  • Для костра собирайте только сухостой.
  • Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу.
  • Не ловите и не забирайте домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.
  • Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
  • Не убивайте никаких змей - они нужны природе.(Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
  • Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
  • Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.
  • Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
  • Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
  • Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.
  • Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.
  • Не делайте надписей на деревьях.
  • Не рвите цветы в большие букеты.
  • Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса.

 Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Эмоциональное отношение ребёнка с ОПФР к природе во многом может  определяться  отношением самих взрослых. Поэтому хорошо, когда родители  читают детям книги о природе,  знают много стихов, песен, загадок и используют их во время прогулок и наблюдений. Смотрят передачи о живом и растительном мире, знакомят с  природными явлениями и приметами. Ведь наблюдая за природой, дети учатся видеть красоту родного края, воспитывается бережное отношение ко всему живому. Если ребёнок будет, бережно относиться ко всему, что его окружает - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны и добры не только к окружающему миру, но и к нам - взрослым.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля – это наш общий дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботливым, чтобы всему живому было в этом мире хорошо.

 Подготовила: Серая Наталья Николаевна, воспитатель специального класса.

свернуть

Привитие навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью»

14.04.2021

          Главный принцип в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью – формирование у них привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительный результат. Выработка у детей положительных привычек и навыков поведения, а также чёткой последовательности в выполнении отдельных действий играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот порядок,  какой усвоили под непосредственным руководством и контролем взрослых. Прочное усвоение навыка освобождает детей от замешательства и состояния беспомощности, которое они испытывают, попадая в непривычные условия.

          Часто родители, считая своего ребёнка заведомо не способным выполнять даже самую простую работу, ставят его в полную зависимость от окружающих. Выработать у детей навыки личной гигиены можно, если многократно показывать ему все операции. Родители должны объяснять все задания простыми знакомыми детям словами и действиями.       

         Целесообразно предлагать сразу выполнять более легкие действия, перейдя затем к более сложным. Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребенка, представляет собой сложный набор последовательно выполняемых движений. В начале, обучают выполнению каждого элемента отдельно. Так, в процессе мытья рук, сначала показывают, как мыть ладони, затем тыльные стороны, большие пальцы и запястье. Со временем у детей улучшаются координация движений, работоспособность.

         Дома их следует учить одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить зубы, следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Также следует учить детей пользоваться туалетом.

         Всем этим навыкам дети учатся на уроках и занятиях,  отрабатывают в режимных моментах,  но необходимо, чтобы эти навыки закреплялись и дома. Виды помощи в выполнении заданий:

  1. Стимуляция к  действию.
  2. Программирование плана действий.
  3. Указание способа решения.
  4. Демонстрация способа решения.

          Правильно организованные ситуации и приемы общения с вашим ребенком обеспечат вам успех, облегчат вашу жизнь и жизнь вашего ребенка.

          Труд в семье должен быть систематическим и постоянным, чтобы ребенок имел посильное постоянное поручение дома.

          Целенаправленное развитие трудовых умений в семье позволяет преодолеть основной недостаток детей с интеллектуальной недостаточностью – их низкую самостоятельность.

          Успешность в деятельности по формированию навыков личной гигиены и самообслуживания зависит от мотивации. Поэтому важное условие в формировании навыков поощрение ребенка и участие самих взрослых в процессе обучения.

          Прежде чем сделать какое-либо задание вы должны объяснить его ребенку, помочь спланировать порядок выполнения действий, затем самому продемонстрировать, как они выполняются. Детям следует задавать такие вопросы: С чего надо начать? Не забыл ли ты порядок действий? Все ли у тебя получилось? Если работа кажется сложной, то поручайте ему выполнить один трудовой процесс, а не несколько. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Избегайте однообразия, и у Вас всё получится.

 Подготовила: Серая Наталья Николаевна, воспитатель специального класса.

свернуть

«Обучение с увлечением»

Дорогие родители! Игры, которые хотим Вам предложить, рассчитаны на развитие творческих способностей у детей младшего возраста. Но нужно запомнить, что все дети имеют разный уровень развития и обучения. Поэтому, играя с ребенком, нужно внимательно прислушиваться к нему, оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он быстро и легко справляется с заданиями, адресованными его возрасту, можно предложить ему более сложные. Но ни в коем случае нельзя форсировать выполнение творческих заданий, упрекать ребенка в том, что он что-то не умеет, пусть даже того, что уже умеют его сверстники.

Творческие задания имеют обычно несколько решений и любое решение, которое подчинено задаче, может быть верным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое мнение, принимая критику без обид.

Игра «Какая игрушка?»- одна из самых простых для малышей. Необходимо приготовить несколько листочков бумаги с нарисованными на них фигурками. На каждом листочке одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек. В этой игре важно, чтобы ребенок фантазировал и умел находить как можно больше решений, не застревая на одном. Обычно эмоциональные дети фактически уклоняются от правил игры, говоря например: «Это как матрешка, у меня тоже такая есть, я ее люблю. Давай другую картинку смотреть». Конечно, надо выслушать их истории и про любимую матрешку, и про собачку, и про космонавта. Но необходимо тактично вернуться к рассматриванию рисунка до тех пор, пока не будет найдено наибольшее количество разнообразных портретов (это уже зависит от вашего воображения). Именно тут зарождаются устойчивость и сосредоточенность, которых так не хватает эмоциональным детям.

Более уравновешенные дети часто дают односложные ответы и тоже не всегда их варьируют. Им надо и помочь найти разные ответы, и попросит описать виденную игрушку более детально: «Какое, придуманное тобой, ведерко: большое или маленькое? Какого оно цвета? Что на нем нарисовано?»

Игра «Дети на прогулке». Для этой игры потребуется несколько картинок с изображением детей.  К руке каждого изображенного ребенка нарисуйте линию неопределенной формы. Вы говорите ребенку, что художник рисовал девочку (мальчика), но что она (он) взяла с собой на прогулку - не успел нарисовать. Надо придумать, что бы это могло быть. После ответа поинтересуйтесь: что девочка (мальчик) будут делать на прогулке с этим предметом, как ее (его) зовут, с кем(чем) она (он) будет играть? И т.д. Очень важно, чтобы ребёнок, опираясь на свои представления, выдумал побольше разных вариантов  ответов.  

Самое трудная игра для малышей- «Камушки на берегу». Надо  нарисовать морской берег (ваши художественные способности не имеют никакого значения: это может быть полоска синего цвета - море). На берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы, каждый из которых должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одной формы. Вы  говорите ребенку, что на берег моря только что пришел волшебник и заколдовал все в камушки. Чтобы расколдовать, надо угадать, чем или кем раньше были камушки. Помогите ребенку придумать про каждый камушек несколько вариантов ответа. Потом, выбрав один из них, вместе с ребенком нарисуйте камушек так, чтобы получилось изображение придуманного предмета.

Игра «Изменение». Вы предлагаете ребенку  показать, как можно пройти через высокие  ворота или низкие (через высокие ворота можно пройти прямо, через низкие нужно наклониться). Другой вариант «Тяжелый- легкий». Каждому ребенку дается пустая сумка или пакет. Объяснить: «Ты несешь сумку, она может быть тяжелая или легкая.

Покажи, как нужно носить разные по тяжести сумки». Ребенок изображает: очень тяжелая «ставит на пол», очень легкая- «складывается».

Аналогично можно построить большое число игр: «Быстро-медленно», «Грустно - весело», «Жарко- холодно», «Светло- темно» и т.д.

Игра «Почини игрушку»- развивает у ребенка гибкое видение предмета. Здесь сталкиваются представления ребенка о том, каким обычно бывает предмет и каким его ребенок видит. В данный момент, что бы возникла такая ситуация, достаточно взять знакомую игрушку (лучше машину) и надеть на колесо резинку, так, чтобы оно не крутилось. Затем дать эту игрушку малышу. Важно, чтобы ребенок сам сумел обнаружить неисправность. Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать, но только после того, как ребенок найдет предыдущую неисправность (не более трех).

Игра «Угадай- ка». Приготовьте небольшой деревянный ящик (или коробку) и набор геометрических тел: шар, куб, цилиндр, конус. Покажите ребенку куб и шар, затем положите шар в коробку, так, чтобы он не видел, и закройте ее крышкой. Ребенок должен, не открывая коробки, угадать,  какое из двух тел лежит внутри. Коробку  разрешается наклонять и трясти.

 Можно, кроме игр, использовать  ситуации для развития воображения, фантазии.

Например: идя домой с ребенком предложить ему понаблюдать за вечерним небом, спросить, на что похожи облака, почему он так думает. Выслушать ответ ребенка.

Все выше перечисленные игры можно сделать дома, своими руками и использовать для развития творческих способностей ребенка, его воображения.

 

Подготовила Демидович Г.И., воспитатель специального класса

свернуть

Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

"Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста"

У каждого ребёнка должно быть определённое место для игр и занятий, хранения игрушек, которое было бы для него уютным уголком. Ребенок должен знать, где лежат его игрушки или настольные игры. Механические игрушки нужно поместить отдельно, особенно от настольных игр и книг. Конструкторы и строительные материалы можно хранить вместе с инструментами и различными материалами для работ. Образные игрушки(куклы, мягкие игрушки) можно держать в шкафу, но еще лучше, если они будут располагаться в привычном для ребенка месте, где-нибудь на полу. Здесь можно расставить кукольную мебель, устроить кукольную кухню, детский сад, поликлинику, зоопарк, гараж, депо или вокзал в зависимости от настроения и фантазии играющего.

Взрослые время от времени должны проверять, все ли в порядке в уголке, но именно в том порядке, который необходим для игры ребенка. Иногда нужно проверять, все ли игрушки требуются для игр ребенка, может быть, некоторые из них давно не участвуют в игре. Тогда их можно спрятать на время, освободив место для самых нужных, любимых, новых игрушек. Уборку, конечно посильную, ребёнок в своём уголке должен делать сам, так он привыкнет к чистоте и аккуратности.

Правильное хранение игрушек – это залог их длительной жизни! Ни от чего так не портятся игрушки, как от неправильного хранения, когда после игры их просто сваливают в кучу. Чтобы заинтересовать ребенка, уборку игрушек легко можно превратить в продолжение игры или в подготовку к новым играм.

Однако многие игрушки не долговечны, они могут сломаться и при самом бережном к ним отношении. Не следует выбрасывать игрушки, если есть возможность их починить. И эту работу обязательно нужно делать вместе с ребенком. Конечно, вначале малыш сможет выполнить лишь самую простую работу. Но чем старше ребенок, тем значительнее его участие в этом полезном деле. Если такая забота об игрушках будет для ребенка постоянной обязанностью, это явится хорошей школой трудолюбия, аккуратности. Ремонтируя игрушки, ребенок усваивает много полезных навыков, получает знания о работе с материалами и инструментами. Он узнаёт, из чего сделаны предметы, каковы их свойства, какие инструменты нужны для того, чтобы восстановить прежний вид игрушки, а затем и любого предмета. Привычка к порядку в игрушечном хозяйстве обязательно повлияет на общее отношение к порядку, на последующее обращение с книгами, школьными принадлежностями.

Игры и игрушки – не личное дело ребенка, это общее дело семьи, где старшие учат младших, а младшие помогают старшим, где все живут общими интересами. Это также и дело большой общественной важности, так как игры имеют огромное значение в формировании личности ребенка.

 

Подготовила Демидович Г.И., воспитатель специального класса

свернуть

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит.

Усвоение программного материала во многом зависит от правильного выбора и использования метода обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с нарушением интеллекта.

К числу эффективных методов, способствующих активизации познавательной деятельности относится дидактическая игра. Чтобы умело использовать дидактические игры на занятиях, надо иметь ясное понимание роли дидактической игры в обучении и механизма ее воздействия на познавательную активность ребёнка.

Как правило, дети с нарушением интеллекта в основном не говорят, поэтому словесные методы обучения малоэффективны. Чтобы донести ребёнку определённые знания или определить наличие тех или иных знаний, необходимо использовать дополнительные средства – наглядность.

Дети с нарушением интеллекта инертны, неэмоциональны, наивны. Взрослым необходимо постоянно удерживать внимание детей, создавать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

Познавательная активность детей c интеллектуальной недостаточностью находится на низком уровне, поэтому рабочий материал должен быть увлекательным и создавать радостное рабочее настроение.

Дидактические игры решают все эти проблемы и дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. В.А.Сухомлинский писал, что без игры не может быть полноценного умственного развития. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."

Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Основными показателями умственного развития дошкольников является развитие мышления, внимания, памяти, воображения и речи.

Поскольку интеллектуальная недостаточность влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию и решать логические задачи и т. п., возникают трудности в процессе обучения.

Развитие мышления дошкольника. В дошкольном возрасте дети начинают познавать мир с помощью мышления. Исходным пунктом формирования умственных действий является реальное действие с материальными предметами. Ощущения и восприятие создают конкретную базу для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У детей c интеллектуальной недостаточностью имеют место нарушения ощущений и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. Именно плохие ощущения и восприятия тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления. Дидактическая игра позволяет действовать с материальными предметами, тем самым развивая ощущения и восприятие ребёнка с нарушением интеллекта.

Развитие внимания дошкольника.   Внимание, как процесс и этап настройки ребенка на восприятие значимой информации и выполнение поставленных задач, отражает его интерес к окружающим предметам и действиям, которые он выполняет. Невнимательность детей с недоразвитием интеллекта в определённой мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать, не отвлекаясь.

В игре удается приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных условиях не интересуют их. Вначале ребенок заинтересовывается игрой, затем теми материалами, без которых невозможно участвовать в игре. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться не интересным и трудным.

Это приобретает особое значение в учебном процессе, где трудно длительное время активизировать внимание детей на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие.

Развитие памяти дошкольника. Память детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью развита очень слабо. Объем запоминаемого детьми материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Дети с недоразвитием познавательной деятельности усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя пользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Наилучшие условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением формируются в игре, когда запоминание является условием выполнения ребенком взятой на себя роли.

Развитие воображения дошкольника. Воображение ребенка формируется в игре. На первых этапах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Постепенно потребность во внешних опорах исчезает. Ребёнок способен представить, то есть, создать образы тех предметов и явлений, которых он непосредственно не видел.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка детям.

Речь. У детей с нарушением интеллекта наблюдается ограничение речевых навыков. Некоторые дети вынуждены прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы объяснить, чего они хотят. Это затрудняет вербальную коммуникацию.

Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни разумно ответить на заданный вопрос. Недоразвитие речи ограничивает дальнейшее умственное развитие ребёнка, а затруднённость обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом. Дидактическая игра обогащает словарь ребёнка, побуждает к звукоподражаниям и произношению слов, необходимых в игровой ситуации.

Таким образом, дидактическая игра в обучающем процессе занимает особое место.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, что особенно важно для привлечения внимания ребёнка с нарушением интеллекта к процессу обучения.

 

Подготовила Горевская Н.М., воспитатель специальной группы

свернуть

Использование  ИКТ в обучении детей с  особенностями психофизического развития  

Использование  ИКТ в обучении детей с  особенностями психофизического развития

 

Создание и развитие единого мирового информационного пространства, внедрение информационных коммуникационных технологий во все виды и формы деятельности человека открывает для людей новые возможности и новые перспективы  познания, взаимодействия и расширения круга социальных контактов.

При планировании и организации образовательного процесса широко используем информационно коммуникационные технологии с

целью   повышение мотивации учащихся и эффективности обучения детей с особенностями психофизического развития.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» от 25.05.2012 г. на уроках учебного предмета «Математика» педагоги имеют возможность использовать следующие компьютерные программы:

  1. Специальные обучающие компьютерные программы, к которым относятся программа по формированию элементарных математических представлений «Состав числа» (авторы идеи и сценария – О.И. Кукушкина, И.В. Больших) (Российская Федерация, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2002 г.); программа по формированию математических знаний, умений и навыков «Специальное образование. Математика 1–5 классы (Республика Беларусь, УП «ИНФОТРИУМФ», 2010 г.).
  2. Общеобразовательные обучающие компьютерные программы, к которым относятся программа «Баба Яга учится считать» (Российская Федерация, ООО «Медиахауз», 2007 г.), программа «Арифметика 1. Магазинчик Домовенка Бу» (Российская Федерация, ИДДК, 2008 г.).
  3. Развивающие компьютерные программы, к которым относится программа «Гарфилд первоклассникам. Математика» (Российская Федерация, Руссобит-М, 2005 г.).

Указанные выше компьютерные программы включают задания, направленные на формирование представлений детей о множестве предметов, закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10, умения  группировать предметы по цвету, форме, величине.

Использование технических средств на разных этапах уроках значительно

повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более

продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

Использование презентаций:

- способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;

- содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств привлечения внимания;

Применяемые презентации позволяют использовать различные

виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические

задания, контроль уровня знаний, и.т.д.

Учащиеся ЦКРОиР, имеющие интеллектуальные нарушения – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат.

«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты

сделаешь — ты поймѐшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в

необходимости использования информационных технологий в учебном

процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Но, при использовании ИКТ следует не забывать о индивидуальных особенностях каждого ребенка. Эффект их применения зависит от этого и умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Подготовила учитель специального Грушик Е.В.

 

 

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей «Дорога к обеду ложка или…..»

Консультация для родителей «Дорога к обеду ложка или…..»

 

Именно с этой знаменитой поговорки хочется мне начать свою статью. Хотелось бы спросить у родителей, актуальна ли это выражение в их семье или все-таки дорога к обеду ни ложка, а игрушка, реклама по телевизору, книжка с картинками и наконец, обещанная конфетка за съеденную кашу. Почему малыши так неохотно садятся за стол? Каждый ребенок индивидуален и, поэтому в каждом случае стоит рассматривать причины плохого аппетита отдельно, для каждого. Причиной отказа от пищи чаще всего являются родители. Родители большие паникеры, а нужно всего лишь разобраться, почему ребенок не хочет есть. Существует несколько причин, и из каждой можно найти выход. Стоит лишь приложит немного усилий, а главное, не отступать от правил и каждый день выполнять их, даже если сегодня выходной или пошли в гости и, казалось бы, можно расслабиться, и дать возможность ребенку самому решать есть ли ему борщ или торт на завтрак, обед и ужин.

Нужно всегда помнить, что здоровье закладывается в раннем возрасте, особенно это касается пищеварительной системы.

  1. При приготовлении пищи не учитываются вкусовые предпочтения ребенка. Порой малыш любит гречку, а мама, прейдя усталая с работу, приготовила на всю семью борщ и совсем нет сил готовить еще отдельные блюда. Но на самом деле приготовить что-то отдельно для малыша отнимет не так много времени, а главное доставит истинное удовольствие наблюдать, как любимое чадо уплетает свой ужин за обе щеки.
  2. Ребенок перекусывает между приемами пищи. Отказать малышу очень сложно, если он просит конфету или печенье. Но, итогом проявленной родителями слабости обязательно станет отказ ребенка от пищи.
  3. Плохой аппетит после болезни. Очень важно после болезни не пичкать ребенка насильно едой, пусть он кушает часто, но понемногу, и старайтесь готовить ему любимые блюда.
  4. Ребенка принуждают кушать. Нельзя насильно заставлять ребенка съесть что-то, угрозами невозможно добиться положительного результата, это вызовет лишь отторжение и отвращение от пищи.
  5. Повышенные требования и запрет. Родители пытаются уловками заставить ребенка покушать, предлагаю то конфету, то посмотреть мультфильм, то поход в зоопарк. Но, к сожалению, большого эффекта достигнуть, таким образом, тоже не получится. Кушая перед телевизором, ребенок, совершенно не прожевывая пищу, будет ее глотать, да и конфеты и зоопарк также не приведут к желаемому результату.
  6. Влияние времени года на аппетит. Понятно, что в жаркое время года не столько хочется кушать, сколько пить. Поэтому целесообразно будет предложить ребенку не горячее жидкое блюдо, соки и прочее.

Ну и, конечно, не малую роль играет оформление детского блюда, но здесь уже нужно опираться на фантазию мамы. Бутерброды в виде заснувшего медвежонка под одеялом, колбаской; смешарик совунья с большими глазами из яичных желтков; вагончики из ломтиков батона с колесиками из морковных кружочков и так далее…

Обязательно привлекайте своего ребенка к приготовлению пищи, пусть оказывает вам посильную помощь: подать тарелочку, полотенце, придержать вместе с мамой блендер. Особенную радость вашему малышу доставит творить сказку из продуктов вместе с мамой, а там, за работой и аппетит разыграется. Внешняя привлекательность блюда, особенно для маленьких детей, имеет большое значение, поэтому родителям необходимо использовать это на сто процентов.

Будьте внимательны к своим детям, любите их, и они обязательно ответят вам отменным аппетитом! И помните, дорога все-таки к обеду ложка, приятного Вам аппетита!

 

Демидович Г.И.,  воспитатель специального класса.

свернуть

«Помогите ребенку научиться дружить»

Консультация для родителей

«Помогите ребенку научиться дружить»

 

         Дружба - слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые  не мыслим свою жизнь без дружбы. Но не каждый родитель догадывается, что детей нужно учить дружить и  не все родители знают, что в становлении  самого представления наших детей о дружбе они  должны принять самое активное участие.

 Понятие дружбы очень обширное - это  умение сочувствовать и сопереживать,  желание приходить на помощь, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Нельзя забывать  о том, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Важно понимать, что социально - личностное развитие вашего ребёнка  как раз и начинается с обычного умения дружить.

Чтобы ребенку было понятнее, кто такой друг (или подруга) на собственном примере показывайте, что у вас тоже есть верные друзья. Рассказывайте истории из жизни, когда вам очень помогли друзья, и как выручали друзей вы. Расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь в трудную минуту. Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить песенки, сказки, там мы всегда найдем множество примеров дружбы между героями. Читайте ребенку больше  рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте  прочитанное и  увиденное,  дружбе ведь тоже надо учить: не конфликтовать, не быть жадным, беречь, понимать, помогать.  Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть  дети,  глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников,  соседских детей.

Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн, выдумок, проказ  и  радостей.  Каждым маме и папе хочется, чтобы ребенок был чутким, отзывчивым, умел дарить любовь и теплоту, умел откликаться на чужую беду. А поэтому, помогите своему ребенку найти и сберечь дружбу или хотя бы частички её.  

Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только общение и близких по интересам людей, но и дополнительную возможность учиться слышать  и слушать другого человека, доверять ему. Дружба становиться прекрасным средством социализации ребёнка.  Помогите вашему ребенку понять, что дружить и иметь верного друга - это здорово!

 

 Подготовила Серая Наталья Николаевна,  воспитатель специального класса.

свернуть

Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра

 

Практические рекомендации для родителей и педагогов по стимулированию речи детей с расстройствами аутистического спектра

 

Самый важный и наиболее сложный этап логопедической работы с детьми имеющими расстройства аутистического спектра – это «пусковой момент».

Начинать нужно с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получил положительный опыт контакта. Взрослый должен приложить максимум усилий, чтобы установить партнерские, доверительные отношения с ребенком. (Принципы программы «Son-Rise»)

Основная мысль, заключается в том, чтобы любить своего малыша без условий и требований, постараться понять, подключиться к его играм, занятиям, интересам. Подражать действиям ребенка. Учить имитации посредством имитации самого ребенка, вместе радоваться простым вещам, просто быть рядом. Чтобы помочь ребенку, родители должны не казаться, а быть спокойными, счастливыми и любящими. Нужно постепенно приучить малыша что вы рядом, что вам интересно то же что и ему, что мамины прикосновения приятны и безопасны. Исключить травмирующие ребенка события, прогулки, гостей и т. д. Больше играть, разговаривать, меньше отвлекающих предметов где проходит общения и занятие. Больше внимания к ребенку, контакта, игр.

Всеми силами нужно доказать ребенку что его любят таким каким он есть, не ругают, а присоединяются, объясняют, помогают.

Очень важно что бы ребенок сам захотел общаться, идти на контакт с миром, учиться новому.

Важно давать ребенку новые знания и информацию в том виде в котором он может и хочет усваивать новое, используя все пристрастия и интересы ребенка. Его мотивацию и желание быть с вами.

Будьте терпеливы, наладьте контакт, чаще играйте с ребенком на его уровне. Имитируйте его звуки и движения.

Пусть ваши ласки будут нежны и не навязчивы. Не настаивайте.

Играйте в те игры которые интересны вашему ребенку, больше разговаривайте, не ругайте. Старайтесь понять вашего ребенка и присоединиться к нему

Если ваш малыш плохо ведет себя в магазинах или на улице, постарайтесь не ходить в эти места. Ограничитесь своим двором или одним и тем же маршрутом, постепенно добавляя новые впечатления.

  • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
  • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
  • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
  • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
  • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
  • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.

Первоначальная работа ведется над пониманием обращенной речи, выполнением команд и инструкций.

  • Ваша речь должна быть с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. (используйте междометия)
  • Избегайте длинных фраз, говорите чётко, коротко, по делу.
  • При общении с ребенком нужно смотреть в глаза, чтобы он понял, что речь обращена к нему, помимо этого общение «глаза в глаза»побуждает обращать внимание на артикуляцию.
  • Многие аутисты мыслят образами, поэтому понадобится стимульный материал с изображениями предметов и действий. (Карточки пекс. Визуальные карточки PECS – это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи).)
  • Развивайте мелкую моторику. Выбрать нужно именно те задания, которые заинтересуют ребенка и вызовут положительные эмоции. (рисование, сенсорные коробки, лепка, игры с природным материалом, пальчиковые игры и др.) (Элементы методики Монтессори)
  • Продумайте серию вопрос-ответ, где всего два варианта ответов: - «да-нет»(Хочешь есть? Идем спать).

Многие родители, чтобы ребенок заговорил быстрее, заставляют его повторять бесконечное количество раз слова-образцы«Скажи – папа, скажи – мама и т. д.», тем самым вызывая у ребенка негативную реакцию.

  • Необходимо помнить, что речь нужна для общения, а формирование речи происходит в диалоге, поэтому старайтесь спровоцировать ребенка ответить на вопрос, либо на высказывание.
  • Обучение использования указательного жеста для выражения своего желания.
  • Необходимо научить ребенка звукам речи. Начинать лучше с гласных, так как у детей с аутизмом могут быть нарушения работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, и его функции на себя берет правое полушарие, отвечающее за пение.
  • Выполнение артикуляционной гимнастики только по показу взрослого (ребенок не поймет, что такое «улыбка»«хоботок»«грибок»и т. д.)
  • Обучение глаголу «Дай»(В ситуации когда, например ребенок не может достать игрушку, но тянется к ней, взрослый в этот момент говорит: «Что тебе дать? Машинку? Скажи «дай»).
  • Использование элементов различных методик, таких как: Методика Домана, Лупан, поведенческая терапия(ABA, цветотерапия, холдинг-терапия, игротерапия, TEACH-терапия и др.
  • Воспроизведения двигательных упражнений с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность. (Железнова)

— Ножки, ножки, вы куда бежите? (бежим)

— Ножки, ножки, вы куда бежите?

— Мы по кочкам, по кочкам, по маленьким пенёчкам, (подпрыгиваем)

Да в ямку бух! (присели)

(В своей работе мы активно используем книгу «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками» С. В. Исхановой. Для выполнения заданий дома.)

Для каждого ребенка с аутизмом после диагностики составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса.

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива, но следуя вышесказанным рекомендациям, занятия с детьми-аутистами будут иметь высокую эффективность.

 

Подготовила учитель-дефектолог Т. Л. Онищук

свернуть

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

    Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье. 

      Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры. Необходимо стремиться к чёткому распорядку жизни и деятельности детей. Это требует, прежде всего, установления правильного двигательного режима. Под двигательным режимом понимают целесообразное чередование двигательной активности и отдыха детей с учётом возраста, состояния здоровья, особенностей быта семьи и возможностей домашней обстановки.

    Уже в раннем возрасте надо больше уделять внимания правильному развитию движений у детей, совершенствованию двигательных умений. Дети, которые недостаточно упражняются в движениях, остаются неловкими, несмелыми. Попадая в коллектив сверстников, они чувствуют себя неполноценными, сторонятся товарищей, не хотят участвовать в их играх. Поэтому важно побуждать ребёнка к самостоятельным, свободным движениям. 

       В домашних условиях следует так организовать физическое воспитание, чтобы дети ежедневно занимались утренней гимнастикой, играли в подвижные игры, систематически совершали прогулки, принимали закаливающие процедуры. При занятиях утренней гимнастикой следует учитывать, что упражнения, предназначены для взрослых, трудны, утомительны для детей.

      Не пригодны упражнения в упоре у стула, у стола, сильные наклоны туловища вниз, назад, в стороны, т.к. они могут отрицательно воздействовать на зрительную функцию. Гимнастика для дошкольников должна быть проста, доступна, интересна. Необходимо включать специальные упражнения для глаз: поднять глаза вверх опустить вниз без поворота головы, посмотреть вправо, влево, круговые движения головой с открытыми и закрытыми глазами.

        Последовательность проведения гимнастики может быть такой: энергичная ходьба, бег, ходьба на восстановление дыхания, 5- 6 общеразвивающих упражнений, включающих в работу все мышечные группы рук, туловища, ног, всё закончить спокойной ходьбой.

     В домашних условиях желательно заниматься босиком, что способствует закаливанию ребёнка, укреплению мышц, ведёт к предупреждению плоскостопия. С этой целью можно поиграть с ребёнком: собрать различные предметы (карандаши, мелкие кубики, игрушки) в коробку с пола пальцами ног, поднятие мяча ногами из положения сидя на полу. В процессе индивидуального выполнения упражнений ребёнок действует в удобном для него темпе, внимание ребёнка направлено на осознанное восприятие задания, опирается на указанные ему ориентиры, что создаёт возможность представления ребёнком движения, правильного его воспроизведения. 

    Правильному выполнению упражнений помогает использование различных атрибутов, игрушек: флажков, обручей, мячей. Ребёнку интересно выполнять упражнения со звучащими игрушками (погремушками), предметами. Они повышают интерес к занятиям, снимают зрительное напряжение, развивают слуховую ориентировку ребёнка.

    Взрослые должны помнить о двигательном запасе у детей. Нередко в результате чрезмерной опёки со стороны родителей, ребёнок начинает чувствовать себя несостоятельным, боится сделать лишнее движение. У него нет потребности в движениях, возникает их дефицит. Чтобы избежать этого, необходимо привлекать детей к выполнению различных упражнений. Например, при ходьбе, следует научить его выдерживать направление, согласовывать движения рук и ног, сохраняя равновесие, голову и туловище держать прямо.

    Большое внимание следует уделять самостоятельной двигательной активности и играм детей. Самостоятельная двигательная деятельность ребёнка часто снижена. Для того чтобы активизировать её, взрослый должен подбирать соответствующие игрушки, физкультурное оборудование, пособия и снаряды. Следует постоянно следить за нагрузкой на детей во время самостоятельной деятельности, не допускать, чтобы дети занимались непрерывно слишком долго, чаще следует организовывать отдых. Для этого можно предложить несколько упражнений на расслабление мышц, успокоение ребёнка.

   Наиболее эффективны упражнения из положения лёжа на спине, животе: одновременные движения руками и ногами с открытыми и закрытыми глазами. При этом следует использовать игровые приёмы: нарисовать круг, треугольник, квадрат поднятой ногой или рукой, глазами в воздухе. 

     В домашнем досуге дошкольника значительное место занимают игры - занятия за столом. Для ребёнка они должны быть непродолжительны (7-10 мин) и заканчиваться активным отдыхом: гимнастикой для глаз, дыхательными упражнениями, упражнения для снятия мышечного напряжение. 

    Зрительное напряжение может быть снято с помощью следующих упражнений: поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза вправо-влево без поворота головы, закрыть глаза на 30-40 сек, сделать круговые движения глазами, головой и т.д. Упражнения можно выполнять в положении стоя, сидя на стуле.

        Мышечную нагрузку хорошо снимают следующие упражнения: стойка на одной ноге с сохранением равновесия, стойка у стены, ходьба по комнате с мешочком на голове. Таким образом, в семье, где взрослые найдут время для проведения гимнастики, прогулок, занятий физическими упражнениями, играми, они добьются хороших результатов в физическом воспитании детей.

свернуть