Проекты

Проект "Моя малая Родина"

Проект

«Моя малая Родина»

 

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи  начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв

 

Тип проекта: познавательный, творческий 

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-июнь 2021/2022 года)

Участники проекта: дети дошкольной группы, дети классов, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-16 лет.

Авторы-составители  проекта:

Ситник Светлана Михайловна, заместитель директора

Рак Наталья Григорьевна, педагог-психолог

Горевская Наталья Михайловна, воспитатель дошкольного образования

Кирилюк Наталья Михайловна, воспитатель дошкольного образования

Серая Наталья Николаевна, воспитатель

Кулинич Татьяна Ивановна, воспитатель

Войтеховская Лидия Николаевна, учитель

Демидович Галина Ивановна, воспитатель

Турко Тамара Леонтьевна, воспитатель

Райко Екатерина Юрьевна, учитель

Хомич Людмила Васильевна, учитель

Кричко Ольга Сергеевна, учитель

Шевчук Марина Тадиковна, музыкальный руководитель.

 

Цель проекта:

Реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников и школьников посредством знакомства со своей малой Родиной. 

Знакомство  детей с родным городом и его достопримечательностями.

Воспитание чувства гордости за свою малую Родину, желания сохранить свой город чистым и красивым.

 

Задачи проекта:

  1. Формирование представлений о городе Ивацевичи на основе ознакомления с ближайшим окружением.
  2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, деревне, городу, природе.
  3. Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.
  4. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.
  5. Знакомство детей с культурным наследием города.
  6. Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
  7. Развитие у учащихся чувства любви и интереса к своему родному краю и приобщения к  его  культуре и традициям.
  8. Ознакомление учащихся с трудом жителей своего района,  основными профессиями.
  9. Воспитание бережного отношения к природе родного края и окружающему миру в целом.

 

Руководитель проекта:

Рак Наталья Григорьевна, педагог-психолог государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи»

 

Участники проекта:

Руководство учреждения образования

Учителя

Воспитатели

Учащиеся классов и воспитанники дошкольной группы

Родители

 

Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год

 

Ожидаемые результаты проекта:

- повышение интереса всех участников проекта к истории, традициям и обычаям родного края;

- расширение  представления о городе Ивацевичи;

- знакомство детей с культурным наследием города;

- создание уголка «Мая Радзiма – Беларусь» в дошкольной группе;

- приобретение  начальных знаний о себе, о природном и социальном мире,  в котором  живут дети;

-развитие  у учащихся  навыков  социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- воспитание  нравственных ориентиров (любовь к малой родине, бережное отношение ко всему живому);

 

Дата утверждения проекта:

30 августа 2021 года (протокол заседания педагогического совета от 30.08.2021 №1)

 

Система организации контроля за реализацией проекта:

Непосредственный контроль осуществляет руководство учреждения образования. Результаты контроля рассматриваются ежегодно в конце  учебного года.

 

Актуальность

 Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зарождаем в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине.

Ивацевичский район богат своей историей, своими обычаями и традициями, его природа красива и богата. Именно поэтому разработан проект «Моя малая Родина», реализация которого будет способствовать формированию у детей и подростков патриотического самосознания, получению учащимися дополнительных знаний о истории и традициях родного края.

Проблема, значимая для детей

Большое  значение  для  познавательного,  социально-личностного  и нравственного  развития  детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеет  знакомство  с родной  страной,  родным  городом,  с  историей  родного  города, его достопримечательностями.

Родители  имеют  недостаточно  знаний  о  своем  крае,  не  уделяют  внимание данной  проблеме,  считая  ее  неважной,  дети  не  владеют  достаточной информацией  о  родном  городе.  Не  имея  достаточного  количества  знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Среди  наиболее  значимых  проблем,  стоящих  перед  образованием  на современном  этапе,  выступает  проблема  становления  ценностного отношения  к малой  родине,  воспитания  основ  патриотизма  у детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Суть  формирования  представлений  о малой  родине   состоит  в том,  чтобы  сформировать  у детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью чувства любви  и уважения  к родному  дому  и семье,  к истории и культуре  малой  родины,  созданной  трудами близких  ребенку людей,  к родной  природе.

 

Формы проведения проекта:

- беседы;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- чтение литературных произведений (стихов, рассказов);

- сюжетно-ролевые игры;

- белорусские народные подвижные игры;

- предметно-практическая деятельность;

- театрализованная деятельность;

 

Ожидаемые результаты  для детей:

- дети смогут проявить свою любовь и привязанность к родному дому, семье, учреждению образования;

- дети научатся проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

- дети смогут узнать о некоторых предприятиях родного города, их значимости и деятельности;

 

Для педагогов:

- внедрение новых методов в работу с детьми и родителями;

- приобретение нового опыта работы;

- личностный и профессиональный рост;

 

 Для родителей:

 - активное участие родителей в реализации проекта;

 - укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;

 - приобретение новых, неизвестных до сих пор, знаний об истории города.

 

 Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов;
  • Создание и пополнение предметно- развивающей среды.

 

  1. Основной
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование рисунков;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Продуктивная деятельность;
  • Проведение с детьми бесед;
  • Привлечение родителей к созданию уголка «Мая Радзiма – Беларусь»;

 

  1. Заключительный
  • Создание и оформление уголка «Мая Радзiма – Беларусь»
  • Создание альбомов и папок «Мой край»

 

 

свернуть

Проект "Природа и мы"

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка невозможно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. 

Не секрет, что все дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для представлений о взаимосвязи практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Все это легло в основу проекта «Природа и мы», реализуемого в ГУО «ЦКРОиР г. Ивацевичи» в 2020-2021 учебном году.

Актуальность  проекта. Усилия педагогов в рамках всего образовательного процесса направлены на максимальную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Одним из аспектов успешной социализации является формирование у детей адекватного отношения к окружающей их природе.

Чем более понятен для ребенка с особенностями психофизического развития окружающий мир, тем увереннее она себя чувствует, легче осваивается в окружающей его действительности. Развитие и становление детей с интеллектуальной недостаточностью зависят от побуждений, поддержки, содействия извне. Непосредственно окружающий мир ребёнка становится его миром в том числе, если вводить в него, открывать его шаг за шагом, показывать, оживлять, а не отгораживать. Возник вопрос: «Как показать разнообразие окружающей природы и культуры  поведения в ней?».

К сожалению, навыки правильного социального поведения в природе   без специально организованного обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью  не формируются. Поэтому  решено: реализовать   проект «Природа и мы». Чтобы расширить кругозор детей, научить их эмоционально реагировать  на красоту объектов природы,  воспитывать осознанное,  бережное,  заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Цель: формировать умения ориентироваться в окружающем мире.

Задачи:

  • формирование представлений об окружающей природе;
  • расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию;
  • уточнение и углубление знаний о растениях, животных, птицах и природных явлениях;
  • формирование первоначальных умений и навыков безопасного поведения для природы и для самого ребёнка;
  • ознакомление детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать;
  • воспитание осознанного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

 

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • пополнение знаний о растениях, животных, птицах, насекомых, простейших природных явлениях;
  • проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы;
  • формирование элементарных знаний о культуре поведения в природе;
  • приобретение игровых, трудовых и коммуникативных навыков;
  • развитие активности, самостоятельности, раскрытие потенциала каждого ребёнка с учётом его личностных особенностей

Общество:

  • воспитание толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями;
  • активное участие родителей в реализации проекта;

 

Сроки проведения:      Сентябрь – май (долгосрочный);

Участники проекта:    Учащиеся и педагоги специального класса, воспитанники и педагоги дошкольной группы;

Общее количество участников:    Педагоги и учащиеся специального класса и группы ЦКРОиР - 22  человека.

 

Подготовила Серая Н.Н., воспитатель.

свернуть
Меню раздела