Основной целью оказания ранней комплексной помощи является максимально раннее включение ребенка с особенностями психофизического развития в образовательный процесс с целью исправления и (или) ослабления имеющихся у него нарушений развития, предупреждения появления вторичных отклонений, стимуляции потенциальных возможностей ребенка, что в дальнейшем обеспечивает ему нормализацию жизни.
Основными задачами ранней комплексной помощи являются:
- своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития раннего возраста;
- сокращение временного интервала между моментом выявления отставания или нарушения в развитии ребенка и началом его целенаправленного обучения и воспитания с привлечением законных представителей ребенка;
- исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений;
- соблюдение приоритета семьи, формирование психолого-педагогической компетенции законных представителей, усиление их ответственности за воспитание ребенка;
- обеспечение непрерывности и преемственности образования детей с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста;
- создание развивающей и предметно-пространственной среды;
- предупреждение и (или) устранение ограничений активности ребенка и определение оптимальных путей его интеграции в детский коллектив;
- разработка и распространение информационно-просветительских материалов по проблемам выявления у детей раннего возраста нарушений или отставания в развитии.
Особенности организации ранней комплексной помощи
Индивидуальные занятия с ребенком с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет организуются в ЦКРОиР с периодичностью 2 раза в неделю при условии обязательного присутствия на занятии законного представителя.
Раннюю комплексную помощь в ЦКРОиР в 2024/2025 учебном году оказывают специалисты:
Сторожук Татьяна Владимировна – учитель-дефектолог;
Подгорная Марина Александровна – педагог-психолог.
Содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи
Содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи отражается в программе ранней комплексной помощи (далее - программа), которая разрабатывается для каждого ребенка индивидуально на основе системного анализа фактов развития ребенка, структуры нарушения, характера повседневного взаимодействия ребенка с окружающим миром и с учетом условно-нормативных показателей развития здоровых детей.
В индивидуальной программе определяются основные направления работы, соответствующие линиям развития ребенка и его, возрасту: физическое, сенсорное, эмоциональное, речевое, социальное развитие, предметно-игровая деятельность.
Изучив в ходе психолого-медико-педагогического обследования состояние психофизического развития ребенка, зная общие закономерности развития и последовательность созревания функциональных систем, выделяют слабое звено в развитии ребенка и намечают ведущие направления его развития. По каждому направлению работы в программе определяются конкретные задачи, решение которых ребенку доступно в ближайшее время, а также методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
В содержании программы отражается комплексный подход к оказанию ранней комплексной помощи, который обеспечивается работой учителя-дефектолога, педагога-психолога. Ведущая роль при реализации программы отводится учителю-дефектологу.
Коррекционные занятия с детьми направлены на стимуляцию сенсорной сферы ребенка (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия), на формирование доступных средств коммуникации, предпосылок речевого развития, физическое и эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики и когнитивной сферы. На занятиях используются игры с сенсорными игрушками и природным материалом, развивающие игры.
ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ
- Общим требованием к организации ранней комплексной помощи является обязательное присутствие Вас, родителей, на занятиях. Включение в коррекционно-образовательный процесс позволят Вам овладеть специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для обеспечения системной работы с ребенком, как в условиях учреждения образования, так и дома. Занятие невозможно проводить без вашего активного участия, т.к. именно близкие являются эталоном поведения, примером для подражания и создают чувство защищённости у ребёнка.
- Помните! Если Вы хотите видеть динамику в развитии Вашего ребенка, то посещать занятия нужно систематически и регулярно, выполнять советы и рекомендации специалистов.
- Просьба: заходите на занятие к специалисту согласно расписанию или по приглашению (перерывы необходимы для подготовки к следующему занятию, а также для проветривания помещения).
- Не опаздывайте - упущенное время крадет у Вашего ребёнка частичку знаний.
- Предупреждайте своего учителя-дефектолога об отсутствии или (после перерыва в занятиях о Вашей явке) на занятия, чтобы педагог смог подготовится к встрече с Вами.
- При посещении нашего учреждения ребенок должен быть накормлен не позже чем за 30 минут до начала занятия. С собой имейте питье. Необходимы бумажные и влажные салфетки, подгузник или сменная одежда во избежание неприятных ситуаций.
- Для деток, которые ещё не ходят, на занятие возьмите пелёнку.
- Не приводите на занятие ребенка при наличии у него явных признаков заболевания (насморк, кашель, температура) или в тех случаях, когда малыш находится на карантине или домашнем режиме. Проявляйте уважение к педагогам и другим детям, которые находятся в учреждении.
- Соблюдайте чистоту и порядок в помещениях ЦКРОиР. Переодевайтесь и переобувайтесь. Помимо этого, просим аккуратно относиться к мебели и оборудованию. Следите за сохранностью игровых модулей, разувайте малыша при посещении сухого бассейна. На собственном примере приучайте ребенка убирать разбросанные игрушки, аккуратно пользоваться умывальником и туалетом.
- По всем волнующим Вас вопросам обращайтесь непосредственно к своему учителю-дефектологу, который является координатором службы ранней комплексной помощи.
Дорогие мамы и папы!
Мы поздравляем Вас с рождением малыша! Может быть, Вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого, пока беспомощного, человечка. А может, Вы чувствуете себя в этой роли вполне уверенно и комфортно и проблем воспитания и развития малыша для Вас не существует. В любом случае, наши советы пригодятся Вам. На этих нескольких страницах мы поместили информацию о том, как растет и развивается ребенок в возрасте до 3-х лет и как решать разнообразные проблемы, которые встречаются на пути родителей, стремящихся вырастить здорового, умного, жизнерадостного и счастливого ребенка.
Как понять, не отстает ли ребенок в речевом развитии?
Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:
- в 2-4 месяца появляется гуление;
- в 5-8 месяцев – лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);
- в 10 месяцев – подражание новым слогам, которые слышит ребенок;
- в 1 год – первые слова-обозначения;
- в 1 год 6 месяцев – подражает взрослому, произнося простые слова;
- 2 года – в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.
Если Вы заметили отставание в речевом развитии, мы советуем вам обратиться к учителю-дефектологу (ЛОГОПЕДУ).
Как распознать первые признаки эмоционально-личностных нарушений?
Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:
- выраженное нарушение тонуса;
- трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);
- закрывание ушей и закрепление при этом стереотипий (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);
- закрывание глаз;
- сильная реакция на какой-либо предмет, действие;
- ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);
- отсутствие исследовательской активности (не изучает предмет, нет вопроса «почему?»);
- длительное наблюдение за движущимися предметами;
- ребенок не стремится на встречу, когда к нему наклоняется кто-либо;
- сверхсерьезность;
- не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;
- отсутствует эмоциональное заражение;
- самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя);
- отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;
- отсутствие подражания;
- слова не привязывает к ситуации;
- ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.
Правильно оценить эмоциональные реакции малыша вам поможет ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.
Как понять, не отстаёт ли малыш в социальном и познавательном развитии?
Проверьте возможности малыша, используя показатели развития детей первого, второго и третьего года жизни, приведённые в нашей брошюре.
Первый год жизни:
- первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
-быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;
-проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор);
- ищет глазами человека, издающего звуки;
- подражает действиям и движениям другого ребенка;
- радуется приходу детей;
- избирательное отношение к детям;
- протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом;
Второй год жизни:
- 1 год 1 мес.-1 год 3 мес.: ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.
- 1 год 4 мес.-1 год 6 мес.: ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма).
- 1 год 7 мес.-1 год 9 мес.: ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.
- 1 год 10 мес.-2 года: подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Третий год жизни:
- 2 года – 2 года 6 мес.: подбираются по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый).
- 2 года 6 мес. – 3 года: в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый).
Если вас настораживает запаздывания в развитии умений вашего малыша, посоветуйтесь с ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ или УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ (специалисты, занимающиеся проблемами в социальном и познавательном развитии ребёнка).
Если вы заметили признаки неблагополучия в развитии своего ребёнка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и учителя-дефектолога.
Для этого в нашем районе существует ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Ивацевичи». В нашем Центре работают специалисты, которые проконсультируют вас по проблемам развития и воспитания ребенка и покажут вам, как организовать занятия с ребенком дома.
В любом случае не стоит отчаиваться, ваш малыш все равно самый лучший, а стать еще лучше можете помочь ему только вы, любящие родители.