ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ - 75!

Читаем с дошкольниками книги о Великой Отечественной войне

 

Читаем с дошкольниками книги о Великой Отечественной войне

    История нашей страны никогда не была безмятежной. Но в ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят пять лет прошло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».                                                                                                                                                                                                                                  

           9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.

         Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.

       Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в учреждениях образования осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:

- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;

- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);

- словесно – дидактические игры;

- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;

- участие в выставках совместного семейного творчества;

- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).

Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.

Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?

        Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

          Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.

            Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:

-дать небольшие сведения из истории;

-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;

- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.

       Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:

- С.П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы СССР;

- Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;

- А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;

- С.М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести

- Ю.П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.

- В.Ю. Драгунский «Арбузный переулок». (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.

- А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».

- В.А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.

- К.Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.

-И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.

- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.

- Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.

-Л. Кассиль "Твои защитники";

- С. Михалков "День Победы".

          Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

Пусть мир украсит доброта

И расцветут улыбкой лица,

А слово «страшное» война

Пусть никогда не повториться!

Пусть солнце светит над землей,

Любовь шагает по планете.

И в каждой пусть семье большой

С любимой мамой будут дети!

(М. В. Сидорова)

 

свернуть

Консультация для родителей «Расскажите детям о войне!»

«Расскажите детям о войне!»

Современные дети не знают, что такое война. Для наших детей это уже очень далекое прошлое, но забывать его нельзя. Праздник Победы – хороший повод рассказать детям о войне, чтобы не прервалась память, чтобы не угасал вечный огонь благодарности тем, кто отдал жизни за наше светлое будущее.

 Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме осуществляется целенаправленная работа. Проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей, к памятным местам.

В беседе с детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Наша задача – мягко объяснить ребенку суть войны, не вдаваясь в подробности. Стараться донести до детей главную мысль – война это плохо и страшно.

 Рассказать детям можно о том, как в тылу дети вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, и на детские хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Мальчики и девочки шли на фронт в военные части, становились сыновьями и дочерьми полков. Они были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывщиками.

Мальчикам рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Их интересует боевая техника, оружие, подвиги героев. Девочки больше интересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах.

Рассказать детям о войне помогут стихи и рассказы, написанные специально для дошкольников. Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма домой. Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.

Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена и медали ветеранов. В этом году у нас запланировано такое мероприятие «Расскажи о герое вашей семьи» и родители с детьми с большим удовольствием включились в эту работу. По собранным материалам изготовлена  книга памяти «ПОМНИМ»

Детям старшего дошкольного возраста можно показать старые военные фильмы, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу.

Оформить стенгазету о юных героях. Они сражались вместе со взрослыми и не на миг не дрогнули их юные сердца. За боевые заслуги тысячи детей были награждены орденами и медалями.

Сходить с детьми к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору.

 Очень важно привить детям благодарность и уважение к ветеранам. Сделать открытки, внутри которых написать «Спасибо за Победу».

А в праздничный день, 9 мая подарить их вместе с цветами ветеранам.

 Каждая семья имеет связь с войной. Поэтому, данная работа предполагает и активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой войны в семье. Дети с родителями принимают участие в семейных клубах, посвященных дню Победы. Это стало нашей традицией.

 С целью сохранения в каждой семье памяти о Подвиге нашего народа, преклонения перед личным подвигом каждого солдата, дети и родители участвуют в патриотических акциях «Бессмертный полк» и «Лес Победы».

 9 мая все празднуют День Победы. Ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют. И хоть мы не можем передать детям весь ужас войны, но мы можем передать им всю радость Дня Победы, передать память о героях войны, о наших прадедушках и прабабушках, которые защищали нашу страну от фашизма.

Мы будем помнить всех, кто подарил нам жизнь, детство и прекрасное завтра!

 

Никто не забыт, ничто не забыто!

 

свернуть

75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

В 2020 году Беларусь отмечает 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Долгие три года изнывала под фашистским игом белорусская земля. Главным средством насаждения здесь своего «нового порядка» нацисты избрали политику геноцида и массового кровавого террора. Гитлеровцы чинили неслыханные зверства, не щадя ни женщин, ни детей. Концлагеря, тюрьмы, гетто действовали практически в каждом районе Беларуси. Но никакими репрессиями оккупанты не могли сломить волю белорусского народа к освобождению. Свой вклад в разгром фашистских захватчиков внесли партизаны и подпольщики Беларуси, которую в годы оккупации по праву называли «республикой-партизанкой». Путь к освобождению начался в 1943-м, когда в результате проведения Смоленской, Брянской, Черниговско-Припятской, Лепельской, Гомельско-Речицкой операций были освобождены первые города Беларуси. Летом 1944 года в ходе Белорусской операции под кодовым названием "Багратион" Красная Армия освободила столицу нашей республики – город Минск.

Проект «Партизанская летопись»

Хроника освобождения Беларуси

Республиканская героико-патриотическая акция «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ – 75!»

 

свернуть
Меню раздела