Адаптация ребенка к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.
Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в яслях длится в среднем 7-10 дней, в среднем дошкольном возрасте - 2-3 недели, а в старшем дошкольном возрасте - месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки.
Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к дошкольному образовательному учреждению - неизменно сложная проблема.
Одна из основоположников науки о раннем детстве Н.А. Аскарина не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример: «Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут».
Примерно то же происходит и с ребенком, когда он адаптируется к детскому саду.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
К сожалению, этот процесс протекает сложно и болезненно.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять недель).
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты:
- у детей до трех лет проявляются беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность);
- у детей старше трех лет наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения.
- у плохо адаптируемых детей старшего возраста больше вероятности появления или закрепления психомоторных нервных нарушений - тиков и заикания.
Естественно, что не у каждого ребенка возникают эти реакции на отрыв от семьи, это зависит как от самого ребенка, так и от того, что он встретит в детском саду.
У детей, имеющих те или иные особенности развития, данный процесс протекает вдвойне сложно и болезненно.
Обусловлено это, на мой взгляд, прежде всего двумя факторами:
1. Родители не видят (не понимают) основную проблему ребенка;
2. Педагоги не понимают и не принимают ребенка с нарушениями в развитии.
Таким образом, назревает конфликт между всеми участниками образовательного процесса: родитель – педагог – ребенок.
Однако, центральным звеном в данной триаде остается ребенок и если проблема не решается своевременно, она как снежный ком притягивает к себе море сопутствующих проблем.
Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Кроме того, острой фазы адаптационного периода имеет три степени тяжести прохождения:
- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Все без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжелая адаптация: характеризуется, в - первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:
1 вариант. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.
Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.
Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней.
Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2 вариант. Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.
Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляется рост, прибавка в весе.
Учитывая исследования ученых необходимо использовать критерии, разработанные Институтом педиатрии: нарушение сна и питания; проявление отрицательных эмоций в общении; боязнь пространства; частые заболевания; снижение веса.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей так же может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребенка;
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребенку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия;
- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития.
В оптимизации процесса адаптации главная роль принадлежит педагогам и психологам детского сада.
Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Подготовила Рак Н.Г., педагог-психолог.