Требования предъявляемые к характеристике ребенка

Характеристика пишется классным руководителем (воспитателем), дополняется психологом и дефектологом (при наличии таких специалистов).

 

        СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Анкетные данные:
  • имя, фамилия; дата и место рождения, возраст на время обследования;
  • имена и фамилии родителей, образование;
  • школа, класс и год обучения (оставался ли на повторный год обучения);
  • наличие других детей в семье и их возраст.
  1. Семья ребенка:
  • экономическое положение семьи;
  • жилищные условия;
  • культурный уровень семьи;
  • состав семьи (полная - неполная, многодетная, малообеспеченная, родители родные - приемные, лица их заменяющие);
  • отношение членов семьи к ребенку;
  • подготовка ребенка к школе и условия учения дома (отношение семьи к школе);
  • нуждается ли в средствах передвижения
  1. Внешняя картина личности:

проявления

  • физическая внешность (внешний вид, чистота одежды, прическа);
  • пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция);
  • речевое поведение (многоречивость - молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи).
  1. Особенности развития игровой деятельности (для дошкольников):
  • может ли ребенок организовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т.д.;
  • какую роль при этом отводит себе;
  • может ли регулировать игровые отношения вербально (т.е. с помощью речи);
  • в какой форме необходима помощь со стороны взрослых;
  • каким играм уделяет больше внимание (подвижным, настольным, дидактическим и пр.);
  • использует ли предметы-заместители;
  • предпочитает играть один или с детьми;
  • играет молча или проговаривает выполняемые действия;
  • каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослым, прибегает к силовым методам и т.д.
  1. Особенности развития познавательной деятельности:
  • внимание: объем, устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость;
  • восприятие в целом, восприятие цвета, форма, величины. Предметный гнозис. Зрительное, слуховое, тактильное;
  • память: зрительная, слуховая, моторная, опосредованная. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), воспроизведение (полнота, точность, последовательность), забывание (частичное, глубокое, ситуативное);
  • мышление: особенности протекания мыслительных операций (анализ, синтез, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации):
  • пространственный анализ и синтез;
  • сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей;
  • классификация;
  • установление различий и сходства в операциях сравнения;
  • подбор аналогий (конкретные, логические ассоциации);
  • понимание последовательности событий в серии сюжетных картинок;
  • понимание метафор, пословиц, сюжетов со скрытым смыслом.

Состояние темпа, активности. Последовательности, доказательности и критичности суждения.

Состояние видов мыслительной деятельности (наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление).

Какую помощь принимает.

Развитие потенциальных возможностей в деятельности.

Работоспособность.

Характер деятельности (мотивация, целенаправленность, сосредоточенность).

  1. Личностные особенности:
  • особенности поведения:
  • основные черты (активность/пассивность, общение/уклонение от общения, организованность/хаотичность) и его нарушения, как например активности, контакта, организованности;
  • отношение к самому себе, отношение к школе, учебе;
  • поведение по отношению к окружающим (положение в коллективе, поведение по отношению к отдельным лицам, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, старшим и младшим, больным, к противоположному полу);
  • поведение по отношению к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается/ухудшается и т.п.)
  • эмоционально-волевая сфера (эмоциональное состояние):
  • глубина и устойчивость чувств;
  • преобладающее настроение;
  • наличие эффективных вспышек;
  • способность к волевому усилию;
  • внушаемость;
  • проявление негативизма;
  • мотивация;
  • самооценка и уровень притязаний.
  1. Результаты логопедического обследования:
  • состояние импрессивной речи;
  • фонематический анализ и синтез;
  • состояние экспрессивной речи:
  • строение и подвижность артикуляционного аппарата;
  • состояние звукопроизношения;
  • словарный запас (наличие глаголов, наречий, прилагательных, существительных, синонимов, антонимов);
  • обобщающие слова;
  • состояние функции словоизменения;
  • характер употребления предложно-падежных конструкций;
  • состояние функции словообразования;
  • связная речь;
  • моторика:
  • координация движений;
  • ведущая рука;
  • тонкая моторика.  

     8.  Результаты педагогического обследования:

  • знания о себе, семье, близких;
  • сформированность временных и пространственных представлений:
  • части суток;
  • дни недели;
  • времена года и их последовательность;
  • определение сторон тела, положения предметов в пространстве;
  • знание о явлениях природы;
  • социально-бытовая адаптация;
  • знания и навыки по программному материалу:
  • по языку (сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, умение работать с деформированными текстами, характер ошибок письма под диктовку);
  • по математике (умение определять и сравнивать предметы и их множество, знание последовательности чисел натурального ряда, соотношение числа и цифры, знание состава числа, знание вычислительных приемов, понимание конкретного смысла терминов и действий, умение устанавливать логические связи при решении простых, составных задач);
  • чтение (способ чтения-побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое; качество чтения-правильность, плавность, выразительность, сознательность; пересказ-самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам фрагментарный).

 

Подписи: классный руководитель (воспитатель)

                педагог-психолог

                учитель-дефектолог

                директор