Характеристика пишется классным руководителем (воспитателем), дополняется психологом и дефектологом (при наличии таких специалистов).
СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Анкетные данные:
- имя, фамилия; дата и место рождения, возраст на время обследования;
- имена и фамилии родителей, образование;
- школа, класс и год обучения (оставался ли на повторный год обучения);
- наличие других детей в семье и их возраст.
- Семья ребенка:
- экономическое положение семьи;
- жилищные условия;
- культурный уровень семьи;
- состав семьи (полная - неполная, многодетная, малообеспеченная, родители родные - приемные, лица их заменяющие);
- отношение членов семьи к ребенку;
- подготовка ребенка к школе и условия учения дома (отношение семьи к школе);
- нуждается ли в средствах передвижения
- Внешняя картина личности:
проявления
- физическая внешность (внешний вид, чистота одежды, прическа);
- пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция);
- речевое поведение (многоречивость - молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи).
- Особенности развития игровой деятельности (для дошкольников):
- может ли ребенок организовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т.д.;
- какую роль при этом отводит себе;
- может ли регулировать игровые отношения вербально (т.е. с помощью речи);
- в какой форме необходима помощь со стороны взрослых;
- каким играм уделяет больше внимание (подвижным, настольным, дидактическим и пр.);
- использует ли предметы-заместители;
- предпочитает играть один или с детьми;
- играет молча или проговаривает выполняемые действия;
- каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослым, прибегает к силовым методам и т.д.
- Особенности развития познавательной деятельности:
- внимание: объем, устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость;
- восприятие в целом, восприятие цвета, форма, величины. Предметный гнозис. Зрительное, слуховое, тактильное;
- память: зрительная, слуховая, моторная, опосредованная. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), воспроизведение (полнота, точность, последовательность), забывание (частичное, глубокое, ситуативное);
- мышление: особенности протекания мыслительных операций (анализ, синтез, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации):
- пространственный анализ и синтез;
- сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей;
- классификация;
- установление различий и сходства в операциях сравнения;
- подбор аналогий (конкретные, логические ассоциации);
- понимание последовательности событий в серии сюжетных картинок;
- понимание метафор, пословиц, сюжетов со скрытым смыслом.
Состояние темпа, активности. Последовательности, доказательности и критичности суждения.
Состояние видов мыслительной деятельности (наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление).
Какую помощь принимает.
Развитие потенциальных возможностей в деятельности.
Работоспособность.
Характер деятельности (мотивация, целенаправленность, сосредоточенность).
- Личностные особенности:
- особенности поведения:
- основные черты (активность/пассивность, общение/уклонение от общения, организованность/хаотичность) и его нарушения, как например активности, контакта, организованности;
- отношение к самому себе, отношение к школе, учебе;
- поведение по отношению к окружающим (положение в коллективе, поведение по отношению к отдельным лицам, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, старшим и младшим, больным, к противоположному полу);
- поведение по отношению к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается/ухудшается и т.п.)
- эмоционально-волевая сфера (эмоциональное состояние):
- глубина и устойчивость чувств;
- преобладающее настроение;
- наличие эффективных вспышек;
- способность к волевому усилию;
- внушаемость;
- проявление негативизма;
- мотивация;
- самооценка и уровень притязаний.
- Результаты логопедического обследования:
- состояние импрессивной речи;
- фонематический анализ и синтез;
- состояние экспрессивной речи:
- строение и подвижность артикуляционного аппарата;
- состояние звукопроизношения;
- словарный запас (наличие глаголов, наречий, прилагательных, существительных, синонимов, антонимов);
- обобщающие слова;
- состояние функции словоизменения;
- характер употребления предложно-падежных конструкций;
- состояние функции словообразования;
- связная речь;
- моторика:
- координация движений;
- ведущая рука;
- тонкая моторика.
8. Результаты педагогического обследования:
- знания о себе, семье, близких;
- сформированность временных и пространственных представлений:
- части суток;
- дни недели;
- времена года и их последовательность;
- определение сторон тела, положения предметов в пространстве;
- знание о явлениях природы;
- социально-бытовая адаптация;
- знания и навыки по программному материалу:
- по языку (сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, умение работать с деформированными текстами, характер ошибок письма под диктовку);
- по математике (умение определять и сравнивать предметы и их множество, знание последовательности чисел натурального ряда, соотношение числа и цифры, знание состава числа, знание вычислительных приемов, понимание конкретного смысла терминов и действий, умение устанавливать логические связи при решении простых, составных задач);
- чтение (способ чтения-побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое; качество чтения-правильность, плавность, выразительность, сознательность; пересказ-самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам фрагментарный).
Подписи: классный руководитель (воспитатель)
педагог-психолог
учитель-дефектолог
директор